СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель высшей категории:
Маринченко Н.И.
г.Узловая
2020г
«Палочкой волшебной я слегка взмахну,
Золушку в принцессу вмиг я превращу»
Слайд1. Это слова Крестной феи из сказки «Золушка», которую мы представляли на районном конкурсе «Маленькие чудеса» в 20 году
На самом деле нужно приложить много усилий для того, чтобы застенчивый ребенок мог справиться с любой ролью.
СЛАЙД 2. (результаты лет) Театрализованной деятельностью я занимаясь уже больше 10 лет, веду театрализованную студию «Те-ре-мок» по созданной мной рабочей программе дополнительного образования. За эти годы было подготовлено 15 сказок, 9 из них были конкурсными (в том числе – 4 авторские). Все это время целью моей работы было «Развитие сценического образа детей посредством театрализованной деятельности». Начиная с 1 младшей группы я старалась привить любовь детей и родителей к театру. Создавалась ежемесячная газета «12 месяцев», которой целая колонка отводилась кукольному театру, родителями создавался кукольный театр, проводились консультации, «Дни открытых дверей».
СЛАЙД 3. (наименование темы) Организуя театрализованную деятельность детей, я видела решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных, с развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Это меня подтолкнуло создать рабочую программу «Закулисье», направленную на развитие творческих и коммуникативных способностей детей, которая является вариативной частью основной общеобразовательной программы.
СЛАЙД 4. (Мониторинг) Но наблюдая за детьми, подводя итоги мониторинга, я обратила внимание на то, что дети, посещающие театрализованную студию наиболее коммуникабельны по отношению к остальным детям в группе. Это доказывает, что театральная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, развивать и воспитывать играя.
СЛАЙД 4. (цель) Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Основной целью ФГОС ДО этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
СЛАЙД 5. (задачи)Поэтому через театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, с целью поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в соответствии с ФГОС ДО,
Поставила цель:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Определила следующие задачи:
1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков;
2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
3. Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей и совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
4. Создание творческих взаимоотношений между педагогическим коллективом и детьми.
Занимаясь с детьми, я видела, что проблема недостаточной коммуникабельности детей зависит не только от меня. Поэтому я решила провести индивидуальные консультации, опросы и анкетирования, которые показали, что на процесс социализации детей влияют следующие факторы:
Я могла бы проводить еще множество консультаций. Но я решила применить, на мой взгляд удачный прием. Ко «Дню Матери» я с детьми подготовила театрализованное представление После проведения консультаций, показа сказки «Дюймовочка», в которой были задействованы дети всей группы, анкетирования «Что по Вашему мнению развивает театр в детях» я предложила родителям оставить отзывы в альбоме «Наши сказки». Родители отметили эмоциональный подъем у детей, желание еще участвовать в показе сказок, поэтому с готовностью восприняли предложение оказывать посильную помощь при создании костюмов и декораций.
СЛАЙД 8 ФОТО СКАЗКИ ДЮЙМОВОЧКА, КАК НАРЯЖАЮТ ДЕТЕЙ НА СКАЗКУ, ФОТО ИЗ УТРЕННИКА.
А так же с удовольствием выказали желание участвовать в детско-родительских театрализованных представлениях, которые играют одну из главных задач - создание сотрудничества между родителями и детьми. Что главным образом поможет мне развитии и воспитании детей.
Параллельно я начала пополнять уже имеющуюся развивающую среду
СЛАЙД 9. ФОТО СТУДИИ В детском саду создана театрализованная студия, которая оснащена трансформируемыми, многофункциональными декорациями, красивыми костюмами, которые постоянно обновляются и пополняются. Все они создавались коллективом педагогов и родителей. В них мы вкладывали все свои умения, фантазию, душу и, конечно, любовь.
Посетив нашу студию, вы увидели кукол разных театров: тростевые, ростовые для взрослых, ростовые куклы для детей, на гапите.
Все это говорит о том, что существует тесная связь творческого коллектива педагогов нашего ДО, и это приводит к гармоничному развитию творческих и коммуникативных способностей детей.
Слайд 11. ГРУППЫ В группе так же создана среда для реализации самовыражения, --:
СЛАЙД ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ КСЮШИ, Кормление детей. Театрализованная деятельность в нужный момент пронизывает режимные моменты: включаясь в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а так же в самостоятельную деятельность детей. Все это помогают мне создавать в группе чувство праздника, ощущения, что сказка живет рядом с нами.
ФОТО ЗАНЯТИЯ Многие декорации служат атрибутами для театрализованных игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
СЛАЙД 12. НАПРАВЛЕНИЯ Мною были разработаны программы:
1. Рабочая программа «Закулисье» художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности;
2. Рабочая программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «ТЕ_РЕ_МОК», которая дополняет рабочую программу «Закулисье».
Обе программы разбиты на 5 направлений:
Во время занятий включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Дети, посещающие студию «ТЕ-РЕ-МОК» в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах становятся «тьютерами», которые сами того не понимая, выполняют роль наставника.
СЛАЙД Пример тому игра «Волшебное зеркало». С одной стороны стоит коммуникабельный ребенок, с другой – застенчивый, который на первом этапе выполняет роль «зеркального отражения» (эмоций, жестов, движений), затем дети меняются местами. И застенчивому ребенку предлагается взять на себя ведущую роль. Принцип игры может меняться. Например, «Непослушное отражение», где один из детей должен выполнять противоположные движения.
Принцип «Тьютерства» прослеживается и в игре «Телевизор». Так дети разбиваются на пары или тройки и готовят передачи: «Спокойной ночи малыши» с использованием кукольного театра, «В мире животных» с использованием кукол теневого театра, кукол, иллюстраций, «Новости в детском саду», где дети показывают музыкальный концерт, «Прогноз погоды», где дети готовят атрибуты – условные обозначения природных явлений. Сегодня эти игры я Вам представляю наглядно.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
СЛАЙД.На своих занятиях использую как традиционные формы и методы работы:
Формы работы
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений
Методы и приёмы
1. Наглядно – слуховой
2. Наглядно – зрительный
3. Метод поисковой ситуации
4. Игровой
5. Оценочный метод
6. Метод упражнения с усложнением
7. Дидактический
8. Словесный
9. Метод умелого переключения с одного вида на другой
Так и инновационные:
СЛАЙД Использование ИКТ (музыкальный центр с аудиопроигрывателем; - ноутбук, - проектор; - экран; - аккустическая система; - система из двух микрофонов), которые используются для просмотра презентаций, кукольных театров, знакомство с различными видами театров, театральными профессиями.
Все это облегчает процесс подготовки игр-драматизаций. Создан медиабанк театрализованных представлений. Каждый диск содержит видео, сценарий, музыкальное сопровождение, ауди и видео спецэффекты. Создана коллекция слайдов положительных и отрицательных героев сказок, мультимедийная картотека театральных костюмов. Для подбора сценариев, сказок, декораций, масок, грима активно используется интернет ресурсы.
Нужно отметить, что данная наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.
СЛАЙД ФОТО КАК РЕБЕНОК ИКТ Хочется рассказать поподробнее о новых игровых приемах с использованием ИКТ, которые я назвала «Диалог с персонажем мультфильма» и «Озвучиваем мультфильм». Этот приемы позволяют ребенку перенестись в сказку и почувствовать себя его участником. Погружаясь в сказочную атмосферу, появляется желание к импровизации, желание произносить монологи и развернутые диалоги. У ребенка появляется способность воспринимать художественный образ и проносить его через себя, а так же ответственность перед полученной или выбранной ролью. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств ребенка. Поэтому эти приемы каждый раз подтверждают эффективность в развитии коммуникативных навыков детей.
Результатом всей работы являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все дети без исключения вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности. Дети наравне с педагогами принимают участие в представлениях, праздниках, развлечениях на одинаковых условиях: «плечом к плечу», что является примером успешного взаимодействия с партнерами. Дети на практике учится входить в контакт со взрослыми и детьми в различных ситуациях.
СЛАЙД ФОТО В день показа театрализованного представления в группе царит праздник. Все дети находятся в приподнятом настроении с чувством ответственности перед поставленной задачей. Дети ощущают себя настоящими актерами. Все те же чувства переживают и педагоги, и родители детей. После окончания представления маленькие актеры выходят на поклон, где я их представляю зрителям. И в награждение дети получают «медали» за талантливую работу и радость, которую они подарили всему детскому саду.
Наши сказки хорошо знают и школьники. Много лет мы сотрудничаем с ними. Ученики с удовольствием приходят на наших представления. А мои дети получают еще один урок общения и навыки, полученные в театрализованных играх, которые дети смогут использовать в повседневной жизни. Следовательно, дети становятся социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
© 2023, Маринченко Наталья Ивановна 64