СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя географии Крапивко Дмитрия Анатольевича

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель - основа системы образования, и изменения в этой системе возможны только, когда будет менятся сам учитель и наоборот: учитель может меняться тогда, когда изменяется образовательная система.

XXI век требует прежде всего учителя Гуманиста, учителя Внутренне Свободного, с чувством Собственного Достоинства, способного взрастить эти качества и в своих учениках.

Личность учителя должна стать инструментом его Работы, его Творчества, которые преобразуют все, с чем он соприкасается. Но этот инструмент должен звучать в унисон с миром ребёнка, с миром его интересов. Учебные предметы при этом являются скорей материалом, который помогает каждому ребёнку построить свою жизненную симфонию.

Поэтому XXI век требует образования личностно- ориентированного, способного учитывать не только качества личности ребёнка, но и его собственный личностный опыт. В этой, на первый взгляд, незамысловатой фразе заложен глубокий смысл. Происходит не просто встреча двух различных личностей, а встреча двух миров, двух Вселенных – Вселенная Учителя и Вселенная Ученика.

Учителю необходимо осознать свои цели и свою миссию, с чем приходит он к детям, что он им может предложить, куда может и хочет с ними идти. Учитель изменяется постоянно, изменяется сам и в то же время помогает изменяться ребёнку. Взаимовлияя, они помогают, друг другу расти и совершенствоваться.

Я – географ. Я хочу, чтобы мои ученики были не только географически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решить. Я хочу, чтобы мои ученики принимали мир во всём его многообразии, чтобы они были терпимы к нравам и обычаям других народов, чтобы в жизни они руководствовались известным девизом географов: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Образование – этот путь ребёнка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идёт по нему вместе с учителем.

Человек измеряется временем, в котором он живёт, делами, в которых воплощается.

Дело учителя – его ученик.

Огонь разжигается огнём. Личность формируется личностью.

Краеведческий принцип.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и изменяющие состояние региона, в их равноправном взаимодействии и выделять в краеведении особое направление – географическое краеведение. На протяжении всей своей педагогической деятельности краеведение стало основой моей воспитательной и образовательной деятельности. Вместе с моими учениками я совершил большое количество экскурсий, походов, экспедиций, как по Ставрополью, так и по Андроповской земле. Накоплен огромный материал: иллюстративный фото и видео – материал, таблицы, схемы, стенды, коллекции минералов и горных пород, который стал основой краеведческого музея.

Курс географического краеведения должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов – географии, экологии, биологии, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения - родной край, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов, а именно: изучение истории и сегодняшней жизни своего края, района, города, села, улицы, дома. При этом должен соблюдаться принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и своего региона, через осуществление личностно – ориентированного подхода при изучении предмета.

Краеведческая работа является следствием краеведческого направления в работе Куршавской средней школы №12. Это прослеживается через учебные предметы по разным направлениям краеведения – историческом, литературном, географическом, а также через предметные кружки и клубы. Природоведческая направленность краеведения начинается с начальной школы, где учебный предметы «окружающий мир» и «природоведение» во многом опираются на краеведческий материал. Затем изучение своего края переходит в среднее звено, где знания учащихся углубляются и приобретаются практические навыки изучения и исследования территории своего края и района на уроках географии в 6-9 классах и отдельного спецкурса географии Ставропольского края в 8 классе. Для преподавания географического и природоведческого краеведения в школе имеются необходимые условия, как в начальном, так и в среднем звене. Например: все учителя начальной школы прошли курсовую подготовку по краеведению, по ходу работы могут обращаться (и обращаются) за консультацией по сложным вопросам ко мне. Для преподавания географии Ставропольского края имеются учебники, тетради, настенные и контурные карты, в библиотеке в наличии дополнительная краеведческая литература. В школе есть простейшие приборы для проведения практических работ на местности, наблюдений за природой – компасы, термометры, барометр, психрометр и т.д.

Андроповский район имеет уникальные природные объекты: Прикалаусские высоты и гора Брык, река Калаус и река Суркуль, Янкульская котловина и Воровсколесско – Сычёвский горный массив, урочище «Семистожки» и природный государственный заказник «Лиман». Через район проходит мировой Водораздел, автомобильная магистраль М-29, Владикавказская железная дорога и много ещё интересного, что интересно исследователю. Поэтому не случайно географическое краеведение стало одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности.

В своей деятельности использую методы:

1. Объяснительно- иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы ( рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников ( карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.). Этот метод используется практически на каждом уроке, начиная с 5 и по 9 класс, ведь карта – это «язык географии». Особенно помогают в работе тетради «Ставропольеведение», их применяю параллельно с атласами России, а так же использую гербарии, коллекции полезных ископаемых, схемы. К сожалению, в настоящий момент нет хороших учебных атласов, те что имеются - устарели, а новые не выпущены.

2. Частично – поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая может быть проверочной, эвристической, повторительно–обучающей.

3. Сравнительный метод, который основан на сопоставлении природных объектов, территорий и природных явлений в разных частях России и мира для лучшего понимания их особенностей.

Считаю что, пожалуй, главным его назначением является возможность удивить учащихся и заставить задуматься. А через эти чувства учащиеся, сравнивая и сопоставляя, легче усваивают и понимают материал, буквально пропуская его через себя. Сравнительный метод хорош и при работе со слабыми учащимися, у которых по разным причинам материал запущен. Отталкиваясь от их жизненного опыта, знаний своей местности можно подвести ученика к пониманию особенностей природы или хозяйства территорий, находящихся в сходных условиях, в том же умеренном поясе.

4. Работа с краеведческой литературой и источниками. Краеведческие источники (справочники, периодическая печать и т.д.), краеведческая литература, как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и т.д.), используются при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям и, непосредственно, на уроке, при подготовке индивидуальных и групповых заданий по описанию характерных для родного края природных явлений и хозяйственных объектов. Особенно часто приходится пользоваться в 6 классе, при изучении темы «Климат», данными по Ставрополью для построения графиков хода температуры и диаграммы распределения осадков по месяцам. Данные берем из справочников и с сайтов Интернета.

5. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Его можно использовать при организации метеорологических, гидрологических, фенологических наблюдений и обработке их результатов, а так же при проведении экскурсий, составлении экономико – географической характеристики местных предприятий и т.д.

6. К новым методам обучения можно отнести использование информационных технологий (ИКТ) и возможностей Интернет. Он сочетает в себе сразу несколько методов: это и иллюстративный, и частично – поисковый, и как источник краеведческой информации. Наиболее часто на уроках используется иллюстративный материал по изучаемой теме, полученный из Интернета, а так же имеется возможность проведения уроков с выходом в Интернет. Но проблема сельской школы - это низкая скорость Интернета ( телефонная линия) и как следствие не системная работа.

Географическое краеведение в нашей школе стало неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса. За многие годы сложилась своя система обучения, охватывающая по вертикали как начальное, так и основное звено обучения, а по горизонтали – как учебную, так и воспитательную часть образовательного процесса. Это большой образовательный пласт, который при разумном и правильном использовании может дать хороший результат и способствовать положительному продвижению географического образования. Что и наблюдается в данное время.

Краеведение предоставляет богатые возможности для интеграции с разными учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. При отработке методики преподавания краеведения возникает проблема выстраивания системы межпредметных связей и разграничения содержания образования с другими общественными и естественными учебными дисциплинами, главным образом с географией, биологией и историей. Необходимо предусмотреть, что бы практические работы не повторяли таковые в смежных дисциплинах. Пока это размежевание до конца не сделано. Наблюдается дублирование материала, что приводит к потерям учебного времени. Лучший выход из данной ситуации это организация самостоятельных наблюдений за природой, посильная исследовательская деятельность, анализ гербариев местных растений, экспонатов школьных музеев и районного краеведческого музея. А так же использование информационно-коммуникационных технологий для подбора и анализа данных, построения графика температур, розы ветров и т.п. Вполне доступным и обязательным, считаю, проведение практических работ и практикумов по учебным текстам, справочникам и контурным картам. Что, в принципе, мне и удалось сделать, и тем самым создать свою собственную нишу для географического краеведения. Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашего края, ответственности за сохранение его природных богатств, национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Однако, большим недостатком в организации краеведческого образования считаю тот факт, что на федеральном, региональном уровнях нет единой программы регламентирующих экскурсионную деятельность.

В настоящее время поездки (походы) школьников, организуемые с образовательными целями, в большей степени характеризуются как экскурсионные и чаще имеют внеплановый характер. Школы могут организовывать разовые поездки для школьников при наличии контактов с сотрудниками того или иного музея и др. в зависимости от возможностей оплаты родителями транспортных средств.

Анализ предложений современного туристического рынка для школьников показывает, что поездки в большей степени носят развлекательный характер. Следовательно, необходимо предусмотреть разнообразные программы по линии образовательного (целевого, познавательного) краеведения. Для оптимизации развития такого туризма в России необходимо разработать и утвердить единую туристско – экскурсионную программу для учащихся школ различных регионов страны.

Школьный образовательный туризм представляет интерес и для организаторов поездок (походов), поскольку периоды спада массовой туристической активности именно школьный туризм способен активизировать функционирование туристического центра или района. Современная организация школьного обучения допускает проведение туристских поездок учащихся в течение четвертей (триместров) при условии образовательного характера целей путешествия школьников. Следовательно, эффективность развития школьного образовательного туризма зависит от совместной деятельности административных структур, отвечающих за развитие туризма и образование.

Задачи, которые можно поставить на будущее: - способствовать развитию и формированию познавательной активности учащихся, максимально используя их возрастные особенности; - комплексно развивать познавательные способности учащихся (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализа источников и др.); - развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы).

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Музейная педагогика

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

В нашей школе уже более 10 лет работают два паспортизированных музея историко – краеведческий музей «Исток» и эколого – краеведческий музей клуба «Стикс». Руководителем второго музея являюсь я. Более 25 лет я был руководителем спелеологического клуба «Стикс». За годы существования клуб совершил огромное количество экскурсий, походов, экспедиций по району, краю, стране. Посещены карстовые районы Ставрополья, Адыгеи, Краснодарского края, республики Башкортостан. Собран большой материал, который стал базой для создания творческих проектов, докладов, рефератов с которыми учащиеся школы становились победителями районных, краевых, всероссийских форумов. Весь этот материал стал основой создания экспозиций краеведческого музея. Музей стал центром краеведческого воспитания и образования Куршавской школы. Но не только обучающиеся школы получают краеведческие знания, гости музея - учащиеся школ Андроповского района. Особенно «жарко» становится в музеях, когда начинается летняя пора. Практически все школы района привозят на экскурсию «Андроповская кругосветка» воспитанников пришкольных лагерей. С посещения музея начинается образовательная экскурсия по природному наследию района. Уроки, конференции, экскурсии, классные часы, творческие встречи – всё это жизнь школьного музея.

Организация работы горного палаточного лагеря «Вершина»

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции. Приоритетность Национального проекта «Образование», изменения, внесённые в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ярко демонстрируют актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей Особенно остро эта проблема касается старших подростков сельской местности. Летний отдых сельских детей не отличается разнообразием: образовательный туризм для сельчан практически недоступен, поскольку место проживания слишком отдалено от культурно-исторических центров. Современный подросток в селе – незаменимый помощник в подсобном домашнем хозяйстве, и больше чем на неделю оторваться от повседневных деревенских забот не может.

К тому же, экономическая ситуация сегодняшнего дня еще более ограничивает, если не сводит к нулю, этот выбор: цена путевки в оздоровительный лагерь за счет возросшей стоимости коммунальных коммуникаций и стационарных строений очень высока, часто обыкновенная среднестатистическая сельская семья не в состоянии оплатить и 30% её стоимости.

Необходимость же отдыха сельских детей, отвлеченного от повседневного домашнего труда, пусть импульсивного, но все-таки оздоровления; эмоциональной разрядки; смены, а порой и ломки стереотипов и штампов в поведении подростков,- все более возрастает.

Неистребима и тяга молодых сердец к романтике и приключениям, настоящей дружбе и настоящему делу - всему тому, чего им так не хватает в повседневной школьной жизни.

Одной из форм организации летнего отдыха старших подростков являются профильные молодежные лагеря.

В условиях палаточного лагеря возможно решение целого ряда важнейших вопросов, связанных с формированием социально-активной жизненной позиции будущего гражданина и развитием личности подростка в целом. К ним относятся: закрепление у детей уже имеющихся и формирование новых навыков самообслуживания; овладение способами укрепления и сохранения своего здоровья; усвоение подростками знаний и развитие умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта; профилактика асоциального поведения подростков; овладение опытом межличностного общения и организации досуга; развитие важнейших личностных качеств, таких как воля, выносливость, эмпатия, самоконтроль.

В течение 20 лет учащиеся Куршавской школы имели возможность вместе со мной совершать экспедиции в карстовые районы страны с посещением подземных полостей, а также совершали категорийные походы на перевалы Западного Кавказа. В таких экспедициях, постепенно создавался фундамент для расширения образовательного туризма для юных туристов района. И в 2009 году три профильные смены стали первой ласточкой для моей работы в организации образовательного туризма для андроповских детей. С 2011 года я назначен начальником горно-оздоровительного лагеря «Вершина» для детей, чьи семьи находятся в сложной жизненной ситуации. Вместе с должностью начальника лагеря я работаю как инструктор горных восхождений и экскурсовод. По моему мнению, лишь только на практике, в храме «природы» юные туристы запомнят намного больше, чем в кабинетах.

Я убеждён: в условия лета палаточный лагерь может решить проблемы подростковой среды наиболее полным образом. Вот поэтому четыре года подряд в летние каникулы юные туристы Андроповского района живут интересной «бродячей» жизнью в самом центре Западного Кавказа в урочище Айюлю в долине реки Псыш.

Я - географ! Мои предшественники «пионеры», первопроходцы. Я по-хорошему завидую им. А сам живу девизом русского путешественника Н.М. Пржевальского: « А жизнь прекрасна ещё потому, что можно путешествовать…»

Категория: География
12.03.2015 11:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!