СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика использования разнообразных форм и методов, приёмов ИКТ на уроках курса ОРКСЭ.
Подготовила учитель Верхоланцева З.М.,
МБОУ СОШ №8
Использование информационно – коммуникативных технологий в нашем курсе – это требование современной методики и ориентация на интересы и возможности младших школьников.
Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Несколько слов о материалах диска и возможностях их использования.
1. В ходе изучения данного курса идёт приобщение к древним мифам, ветхозаветным легендам, евангельским и историческим событиям, притчам… Анализ произведений предполагает изучение предметов религиозного культа, символики, иконографии, архитектуры, особенностей композиции и колорита, которые соответствуют определенному типу религии и т.п. А соответственно, необходим хороший иллюстративный ряд.
2. Для контроля знаний, самопроверки, закрепления изученного предложены разделы «Тренажер», «Контроль». Здесь также возможны различные способы организации работы с ними. Это может быть самопроверка, фронтальная проверка, Работа может проходить в классе – в конце урока с целью контроля, а может и в начале следующего урока на этапе актуализации знаний.
3. Большое количество новых понятий, слов, терминов способствуют обогащению словарного запаса учащихся, но, с другой стороны, не всегда толкование слов в учебнике, словаре, доступно школьникам – в таких случаях может помочь раздел «Словарь».
4. Развитию познавательной активности, расширению знаний по предмету способствуют такие разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Хрестоматия». Материал этих разделов учитель использует в соответствии с выстроенным им уроком.
Но в электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд.
Поэтому, еще несколько слов хочется сказать о других возможностях использования ИКТ на уроках. Обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети имеют возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.
Какие возможности здесь имеются? Это, в первую очередь, создание мультимедийных презентаций, которая будет отражать методическую логику последовательного рассказа - объяснения учителя.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
В сети Интернет сами учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить, выполнить творческий проект.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках
«Основы православной культуры»
Формы и виды учебной деятельности, которые использую в сочетании различных методов обучения:
* словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
* наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
* практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
* репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
* индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Возможности применения ИКТ в рамках преподавания курса ОРКСЭ.
Учебный курс ОРКСЭ в отличие от традиционных учебных курсов является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
При разработке данного курса и отдельно взятого модуля авторы продумали всё, чтоб этот предмет заинтересовал и ученика и учителя: яркие, иллюстрированные учебники, доступный материал, основной текст сопровождается сносками, различными рубриками. Диски - приложения тоже замечательные. Использовать можно практически весь материал. Достаточно репродукций, литературного материала, энциклопедических данных. Но все чаще я готовлю свою презентацию на урок. Интерактивные методы позволяют прочитанный материал сделать более доступным, а также анализировать учебную информацию. Подготовленные презентации позволяют, прочитав отдельный абзац остановиться, разобрать и, осознанно через схему закрепить прочитанное.
22 урок «Чудо в жизни христианина» выполняла презентацию больше для того, чтобы усилить положительную мотивацию у детей к новому предмету.
12 и 21 уроки раскрывают детям понятия: добро, добродетель.
Также я составляю рабочие листы для учеников, с целью полного осознания темы и закрепления её. Ребята ведут папки, в которых собирают все свои работы, рисунки, записи. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
© 2015, верхоланцева зинаида марковна 1486