СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лечебная педагогика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лечебная педагогика

Среди различных терапевтических методов лечения ведущее место в современной медицине занимает фармакология. Врачебное лечение - огромное достижение медицинской науки. Во многих случаях, оно единственный способ облегчить страдания тяжелобольного человека, а зачастую и спасти его жизнь. Трудно переоценить значение таких, например, лекарств, как антибиотики, без которых невозможно успешно бороться против многих инфекционных заболеваний, как кортикостероидные и много других сильнодействующих препаратов, которые широко применяются при лечении тяжелых патологических состояний. При всем этом врачебную терапию следует применять осторожно и только в тех случаях, когда это строго и специально показано и когда других путей к выздоровлению не имеется. Не секрет, что множество широко распространенных в медицинской практике лекарственных препаратов, далеко не безопасные для человеческого организма, так называемые, побочные эффекты. Отмечая, что применение лекарств всегда связано с риском, что новые «эффективные лекарства коварные", академик Б.Е. Ботчан подчеркивает: "Во всех случаях, когда можно обойтись без лекарств, следует это делать. Безлекарственное оздоровление выгодней для больного: в успешной борьбе с недомоганием крепчают, закаляются защитные силы организма". Лучший доктор - это сам организм человека со всеми заложенными в нем чудодейственными защитными механизмами, которые охраняют его от тех или иных расстройств. Наш организм владеет и "внешней" (кожаные и слизистые покровы), и "внутренней" защитой (создаваемые в крови и плазме так называемые антитела и много других функциональных механизмов, которые объединяются понятием иммуногенеза). Но как мало мы верим из-за природы, в самих себя, если при наименьшем заболевании и даже только при недомогании спешим в аптеку запастись "набором" различных лекарств. Поверить в себя - означает верить в защитные и исцеляющие силы своего организма, руководимые центральной нервной системой и регулируемые психикой, нашим сознанием. Жизнедеятельность человеческого организма протекает под управлением и строго регулирующим контролем нервной системы. В основе психики человека, состояние и настроение которой зависит от характера и остроты эмоций, которые переживаются либо позитивных и негативных, лежит сложное взаимодействие коры головного мозга с покровными диенцефально- мезенцефальными отделами и со всей эндокринно-вегетативной системой. То либо другое состояние психики так или иначе отразится на функционировании отдельных органов, систем и на состоянии всего организма в целом. Негативные эмоции, даже одно грубое слово, как отмечает академик Е.И. Сазов, могут стать болезнетворным агентом, пусковым организмом снижения гормональных биохимических и патофизиологических изменений в организме. При тяжелых переживаниях в мозгу происходят такие биохимические процессы, которые приводят к разрушению нервных клеток. А такое острое состояние, как ощущение страха, сопровождаемое сужением сосудов, повышением артериального давления, резким ослаблением сердечной деятельности задержкой дыхания, нередко приводит к обмороку, а при больном сердце - даже к смерти. Психические травмы, продолжительное перенапряжение нервной системы могут вызвать сердечно-сосудистые нарушения — припадки, инфаркты, психогенный диабет, эндокринные и половые растройства, различные кожные заболевания. Когда человек волнуется, меняется не только состояние слизистой оболочки желудка, его секреторная и моторная способность, но в значительной мере и реакции на введение тех или иных лекарственных препаратов. Принятые во время раздражительности или волнения, они не дают прямого эффекта. И, наоборот, позитивные эмоции: радость, удовольствие, увлечение, уверенность, надежда тому подобное - благоприятно действуют на организм человека, на состояние его здоровья. Бодрое, жизнерадостное настроение способствует также правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и обновленным процессам. Приятные, радостные переживания сопровождаются повышением тонуса центральной нервной системы, усилению функций желез внутренней секреции, углублением обменных процессов, улучшению кровообращения в сердечной мышце, умеренным повышением сердечной деятельности, а также глубоким дыханием. Таким образом, позитивные эмоции, ощущение радости - огромная целебная сила, которая помогает перебороть болезнь. Но радость, а вместе с ней и здоровье могут дарить только душевно щедрые люди. «Тело надо лечить душой», «Радость делает человека добрее, более талантливым». В чем же основная идея, какие системы и методы лечебной педагогики? Ее нейропсихологическими и физиологическими особенностями есть положение о том, что здоровье (или болезнь) человека не в меньшей мере, чем от внешних факторов, зависит от его внутренней психологической жизни, сознания, характерологических особенностей личности. Следовательно, в целях лечения и реабилитации в первую очередь следует воздействовать на психику и сознание человека, помня, что человек, взрослый он или ребенок, это - личность, которая требует глубокого понимания, уважения и снисхождения. Это означает, что обязательным общим условием успеха и выздоровления есть внимательное отношение к человеку, его жизнерадостное настроение. Применение лечебной педагогики возможно и обязательно не только в санатории, но и во всех других лечебно-педагогических детских учреждениях, и не только воспитателями, медицинским персоналом - соответственно со сферой и характером их деятельности. Девизом каждого, кто соприкасается с ребенком, должно стать: без доброты нет и не может быть радости. Без радости нет лечебной педагогики. Таким образом, суть лечебной педагогики состоит в том, что в подборе методов лечения и реабилитации ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена в первую очередь и главным образом на использование природных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения. Там, где в отношениях к работнику существует тон уважения и доверия, как правило бывает мало нарушений, при этом они бысто обнаруживаются чистосердечным признанием.

17.12.2017 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!