СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1. Переходный возраст: трудности и надежды

Нажмите, чтобы узнать подробности

У подростка, или как сейчас модно называть тинэйджера, в возрасте 13-16 лет происходят важные физиологические, а следом и психологические изменения. Одно из них - это наступление половой зрелости. Появляется влечение к другому полу, агрессивность, зачастую без причины, склонность к необдуманному риску, неумение оценивать степень опасности этого риска, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, что ведет к грубости и дерзости с родными людьми. Родители часто сталкиваются с непреодолимыми и тревожными симптомами взросления своих детей. Период когда дети были послушными заканчивается в 10-11 лет. Там он подражает взрослым, берет пример со старших людей, как правило это родители. И совсем иная картина, когда их любимый ребенок достигает 12-13 лет. Этот период часто называют "переломным периодом", "переходным возрастом". Почему же появляется такое поведение и отношение? Происходит своеобразная ломка: ребенок еще остается ребенком по окружению, по мироощущению, по привычной домашней обстановке, а у него изменяется тело, особенно у девочек, у мальчиков ломается голос. И маленький человек входит в резонанс: психологически он еще ребенок, а тело "кричит" о взрослении. Часто он не понимает, что происходит и пытается свою растерянность, испуг, непонимание завуалировать бравадой, непокорностью, грубостью. С него начинают спрашивать как со взрослого, требовать. А готов ли ребенок к этому? А приучили ли его родители? И вот ребенок начинает воспитывать в себе самостоятельность, независимость. Иногда, как считает сам подросток, родители этому процессу, полному испытаний, трудностей и ошибок, мешают. Начинается конфликт поколений. Родители требуют подчинения, а он пытается доказать самостоятельность. Иногда родители вообще не узнают своего ребенка, настолько он сильно меняется. Это может проявляться как скрытое неповиновение, молча не сделал то, что говорят родители, наставники. А иногда и открытый конфликт, когда ребенок готов переступить черту взаимотношений с близкими людьми. У ребенка начинает формироваться параллельная система ценностей и взглядов на мир. Все больше влияния оказывают окружающие сверстники, создавая модель поведения со старшими. Тинэйджер стремится к самоутверждению в учебе, физическом и психическом совершенствовании, старается добиться успеха в любом виде деятельности. Но всегда ли у него это получается? Для него очень важную роль начинает играть оценка сверстников. Вот тогда и получается взрыв неконтролируемых эмоций, грубого отношения, разочарования во всем и прежде всего в себе. И здесь как никогда необходима поддержка родителей, уметь чувствовать душевное состояние своего ребенка, беседовать с ним, разбираться с ситуацией. С другой стороны может произойти самолюбование своим взрослеющим телом, когда оно красивое и гармоничное. Нет понимания гармонии души и тела и требуются наносные, ложные ценности для поддержания своего "имиджа" среди сверстников. И опять должны прийти на помощь родители, которые будут объяснять и растолковывать своему чаду "что такое хорошо" и "что такое плохо". Но опять же готовы ли родители к такому труду и душевному переживанию?

Раньше, в былые времена, взросление происходило на порядок раньше нынешнего поколения. В Гражданскую войну в 16 лет могли командовать полками, ходить на деревенские сходы и принимать решения на уровне взрослых, во время Великой Отечественной многие подростки сражались со взрослыми в партизанских отрядах. Интересная особеность была подмечена учеными: чем меньше продолжительность жизни, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых. В современное время продолжительность жизни увеличивается, а значит удлиняется отрезок перехода во взрослую жизнь. Этот жизненный опыт нельзя передать другому. Нужно пройти каждому самостоятельно, приобретая свой опыт, решая те же вечные вопросы, которые решали родители. И даже если они подскажут, посоветуют, подросток будет искать свой путь, пусть даже трудный, тернистый, но свой. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, подросток научится делать свой выбор, избегая многие ошибки.

Но. до этого родители должны приучить ребенка к труду, к заботе о близких, к выполнению семейных обязанностей, к состраданию и сопереживанию!

04.12.2018 10:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!