СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа) (второй год обучения)
ВВЕДЕНИЕ
Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.
РАЗДЕЛ 1
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ
Курск географический.
Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.
Биография и открытия Г.Шелихова.
Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области.
КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающимися на территории области. Железная руда, ее свойства.
Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и области, их география, особенности их флоры, фауны и пр.
Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.
РАЗДЕЛ 2
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО
История курских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква Курский район), усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой» (село Сафоновка Кореневского района), усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка, Зо- лотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское Рыльский район) и пр.)
Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священномученики Дамиан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.)
Познакомить с историей возникновения монастыря Коренная пустынь. Возрождение духовной обители.
Исторические события, происходящие в Курске в XX веке.
Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.
Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.
РАЗДЕЛ 3
КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ
Герои-земляки.
Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще (В. Александрюк, С. Булычев, В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых, К. Рокоссовский, А. Хмелев- ской - Герои Советского Союза, Российской Федерации, В. Кирпиченко - советский разведчик, А. Сергеев - герой русско-японской войны, М. Ше- хавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шейн - первый русский генералиссимус и др.).
Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М. Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алекса- польский - ученый-геодезист, М. Гуревич - советский инженер- авиаконструктор, В. Котельников - учёный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф. Семенов - русский астроном-любитель, А. Снегирев - изобретатель управляемого аэростата, А. Уфимцев - советский изобретатель и авиационный конструктор, В. Шухов - великий инженер).
Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.
Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.
Почетные I раждане города. Знакомство с их оиш рафиями.
Курская антоновка - символ нашей области.
Конкурс общественного признания «Курская антоновка». Человек года.
Курск - город будущего.
№ |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
Да та |
||||
1 |
Вводное занятие. Краеведение в моей жизни. Символика Государства и Курской области |
Вводная беседа, цели, задачи изучения курса краеведения. |
2 |
02.09 09.09 |
||||
2 |
Курск географический |
Практическая работа с картой. Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф. Творческая работа: макет «Рельеф моего края». Экскурсия на участок местности, где можно показать рельеф, почву, почвенные слои и пр. (как вариант - целевая экскурсия в краеведческий музей, музей-заповедник «Стрелецкая степь»). |
2 |
16.09 23.09 |
||||
3 |
Колумб Российский. |
Занятие-портрет. Познакомить учащихся с биографией Г. Шелехова. Исследовательский проект: «По стопам Г. Шелехова». Творческая работа: разработать тематический экскурсионный маршрут по Курску, Курской области. |
1 |
30.09 |
||||
4 |
«Ваши» достопримечательности Курска |
Памятные места Курска и области по мнению обучающихся |
1 |
07.10 |
||||
5 |
Топонимика Курского края |
Занятие - исследование. Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области. Проектно-исследовательская работа: создание топонимического словарика Курской области. Исследовательский проект: «Тезки Курска на карте мира». |
2 |
14.10 21.10 |
||||
6 |
Богатство недр Земли курской. КМА |
Виртуальная экскурсия на Михайловский ГОК. Познакомить обучающихся с видами полезных ископаемых, встречающимися на территории области. Познакомить со свойствами железной руды. Долговременный проект на лето: создание коллекции полезных ископаемых, встречающихся в каком-либо определенном месте (селе, деревне, дачном поселке, месте, где отдыхали обучающиеся и пр.) |
1 |
28.10 |
||||
7 |
Водное богатство края. Игра «Курский край и его природные богатства» |
Обзорное занятие. Познакомить обучающихся с реками, протекающими по территории Курска и области, их географией, познакомить с особенностями их флоры, фауны и пр. Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде. Исследовательский проект: «Осторожно - вода!» (о загрязнении рек города), «Кур полноводный». Творческая работа: конкурс на лучший плакат о бережном отношении к воде. |
2 |
11.11 18.11 |
||||
8 |
Старинные усадьбы Курской губернии |
Занятие-презентация. Познакомить обучающихся с историей курских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква, Курский район), усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой» (село Сафоновка, Кореневский район), усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка, Золотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское, Рыльский район) и пр.) Экскурсия в одну из усадеб. |
2 |
25.11 02.12 |
||||
9 |
Святые места Курского края |
Занятие-презентация. Ознакомление обучающихся с духовным богатством нашего края, храмами, жизнью и деяниями курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священном ученики Дамиан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.) Исследовательская работа: «Святые Курские места», «Куряне - подвижники Святого Духа», «Святые и святыни Курской земли». Творческая работа: разработка маршрута экскурсии «По святым местам города Курска», «Курск духовный». |
2 |
09.12 16.12 |
||||
10 |
Духовный центр России - Коренная пустынь |
Экскурсия в Коренную пустынь. Познакомить с историей возникновения монастыря. Возрождение духовной обители. |
1 |
23.12 |
||||
11 |
Игра «Чем знаменита Курская Земля» |
Обобщение полученных знаний по нескольким темам |
1 |
13.01 |
||||
12 |
Курск в XX веке |
Занятие-репортаж. Познакомить обучающихся с историческими событиями, происходящими в Курске в XX веке. Творческая работа: «Курск глазами моих родных (бабушек, дедушек, родителей, родственников)» ; |
1 |
20.01 |
||||
13 |
Суровые годы Великой Отечественной войны. Курская битва |
Занятие-встреча с ветеранами, участниками ВОВ, детьми войны, историками, музейными работниками. Познакомить обучающихся с событиями ВОВ. Оккупация, освобождение города. Великое танковое сражение. Поисковая работа: создание папки «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Заменим вас в строю». |
2 |
27.01 03.02 |
||||
14 |
Дети войны |
Беседа: жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ. Поисковая работа: «Дети войны. Очень рано они повзрослели», «Маленькие герои Курской битвы». |
1 |
10.02 |
||||
15 |
Их имена навечно останутся в памяти народной. Герои- земляки |
Семинар. Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще (В. Александрюк. С. Булычев, В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых. К. Рокоссовский, А. Хмелевской - Герои Советского Союза, Российской Федерации, В. Кирпичен- ко - советский разведчик, А.Сергеев - герой русско-японской войны, М. Шехавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шейн - первый русский генералиссимус и др.). |
2 |
17.02 24.02 |
||||
16 |
Астрономы, изобретатели, известные ученые края |
Занятие-открытие. Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М.Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алексапольский - ученый-геодезист, М.Гуревич - советский инженер-авиаконструктор, В. Котельников- учёный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф.Семенов - русский астроном-любитель, А.Снегирев - изобретатель управляемого аэростата, А.Уфимцев- советский изобретатель и авиационный конструктор, В.Шухов - великий инженер). |
1 |
03.03 |
||||
17 |
Курск современный |
Беседа-обсуждение. Познакомить обучающихся с тенденциями развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр. Обозначить достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами. |
1 |
10.03 |
||||
18 |
Почетные граждане города |
Занятие-размышление: Каких людей называют почетными? Что нужно делать, чтобы стать почетным гражданином? Познакомить с биографиями людей - почетных граждан города Курска. |
1 |
17.03 |
||||
19 |
Курская антоновка. «Курская антоновка» - вашего поселка |
Беседа по рассказу И.Бунина «Антоновские яблоки». Познакомить обучающихся с символом нашей области. Конкурс общественного признания «Курская антоновка». |
2 |
07.04 14.04 |
||||
20 |
Курск - город будущего |
Проектная работа: «Вперед, к 1000-летию города!» Творческая работа: «Мой Курск через 100 лет». Конкурс сочинений «Я родом из Курска». |
1 |
21.04 |
||||
21 |
Чудеса Курского края |
Знакомство с природными и культурноисторическими достопримечательностями Курской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озера, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин). |
2 |
28.04 05.05 |
||||
22 |
Обобщающая игра «я –курянин» |
Обобщить полученные знания. |
2 |
12.05 19.05 |
||||
23 |
Резерв |
26.05 |
||||||
© 2017, Бондаренко Светлана Владимировна 706