СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, Уважаемые учителя! Приветствую Вас на своем сайте! Сегодня хотела бы напомнить о выдающемся Педагоге - Василии Александровиче Сухомлинском и о его Великом труде "Сердце отдаю детям".

Содержание книги он формулирует так: труд посвящен сердцу педагога. Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Без раздумий отвечает: любовь к детям.

Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него. Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? Благо, педагог даёт ответы на все вопросы.

Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем.

Сухомлинский твёрдо убеждён, что без умения проникнуть в духовный мир ребёнка человек не станет воспитателем. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком. Жизнь Я. Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для педагога вдохновением. Он понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.

Сухомлинский говорит, что учитель начальных классов должен быть для ребёнка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Одно из самых ценных качеств воспитания человечности – глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца и матери.

Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в глазах учеников, и учение превращается в мучение? Прежде всего, потому, что учитель мало знает духовный мир каждого ребёнка до поступления в школу, а жизнь в стенах школы, ограничивающихся учением, подгоняет их под одну мерку, не позволяет раскрыться богатству индивидуального мира. Сухомлинский советует воспитателям: воздействуйте на чувства, воображение, фантазии детей. Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. «Уважайте детское незнание», - говорил Я. Корчак. У опытных педагогов Сухомлинский находил ценнейшие крупицы творчества, смысл которых сводился к тому, чтобы ребёнок гордился сам собой, своими поступками оберегал свою честь, достоинство. Все последующие годы, признается педагог, были заботой о возвышении человеческого достоинства ребёнка.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Жизнь школы Сухомлинского развивалась из идеи, которая воодушевляла его: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям.

В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

Исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольной и младший школьный возраст. Глубоко прав великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берёт из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Ту же мысль повторил и советский педагог А. Макаренко: человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. Сухомлинский считал, что они должны были воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды.

Среди природы – особенно отчетливой была для Сухомлинского мысль: учителя имеют дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребёнка. Ребёнок мыслит образами. Чем ярче в его представлении картины природы, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.

Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию. Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь.

Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдание, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Добро – важнейшее качество духовно развитой личности для Сухомлинского. Он вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Ведь без доброты – подлинной доброты сердца, которую один человек отдаёт другому – невозможна душевная красота. Корень, источник доброты – в создании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой. Педагог вспоминает слова Я. Корчака: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Близки ему собака и птицы, ровня – собачка и цветок. В камушке и ракушке видит он брата». Да, всё это так, но добрый ребёнок не свалится с неба. Его надо воспитать.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство. Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, с чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Думаю, эта Книга обязательно должна перечитываться учителями Новой школы, для того, чтобы находить верный подход, ту искру, которая не даст нам не сбиться с пути и поможет повести Ребенка в Мир Познания, творчества, человеческих взаимоотношений.

http://www.repclub.ru/article/64

01.11.2015 23:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!