СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок эколого-биологической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

КРУЖОК ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьёва» г.Курска

Внеурочная деятельность как составная часть дополнительного образования способствует созданию в школе единого образовательного пространства. Основной проблемой является интеграция базового образования и дополнительного, которые должны стать взаимодополняющими друг друга компонентами и создать основу для личностного роста обучающихся, развития их способностей, интересов и профессионального самоопределения. Образовательным учреждением разработана модель организации внеурочной деятельности с 1 по 4 классы – начального общего образования и в 5-6, в рамках апробационной площадки по внедрению ФГОС ООО. Одним из направлений внеурочной деятельности является эколого-биологическое, которое в нашей школе осуществляется в рамках кружка «ЭкоГрад. Индивидуальный проект». В программу кружка включены разделы: Что изучает экология и экологические факторы; Биоиндикация; Вода – источник жизни; Почва – биокосная система; Цепи и сети питания и раздел – Индивидуальный проект. Образовательная деятельность на занятиях кружка осуществляется в форме групповых занятий с привлечением цифровых образовательных ресурсов, материально-технического оснащения кабинета биологии. Практико - деятельностный аспект, на основе которого осуществляется кружковая работа, обеспечивает развитие творческой инициативы обучающихся, помогает найти способы развития самостоятельного мышления. Кружковцы должны научиться не просто запоминать и воспроизводить новую информацию, которая расширяет программный материал по биологии и экологии, а превратить её в знания и уметь применять их на практике. А проектный метод способствует реализации системно-деятельностного подхода для формирования информационной компетенции, развитие умения адаптироваться в социуме, умения общаться, сотрудничать с людьми различных профессий. Обучающихся привлекает то, что занятия проходят в интерактивной форме. Кружковцы рисуют, обсуждают экологические проблемы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно (или с помощью учителя) мини-проекты, осуществляют поиск информации, работают в группах постоянного и переменного состава, овладевают навыками исследовательской работы, что способствует совершенствованию ключевых компетенций. На занятиях применяются различные формы деятельности: экологические рейды («Самый чистый кабинет»; «Экологическая ревизия»; «Охотники за мусором»; «Бумаге – вторую жизнь»; «Что расскажет этикетка на продуктах питания»), моделирование («Как образовался овраг»; «Модель растительной клетки»; «Модель цветка»; «Пищевые сети»; «Потери энергии в цепях питания»), выставки («Фотовзгяд: удивительное рядом»; «Что на что похоже» - поделки из природных материалов), конкурсы («Конкурс на лучшую организацию научного общества»), работа в группах и парах, индивидуальная работа, мини-исследование («Влияние химических веществ на прорастание семян»; «Способы очистки воды в бытовых условиях»; «Есть ли почва в городе»; «Биоиндикация по хвое сосны») и др. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл внеурочной деятельности как одной из форм дополнительного образования: «…оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи». Из социологического опроса, проведённого среди обучающихся 6-х классов школы, стало очевидным, что 1\3 респондентов не выразили желание заниматься внеурочной деятельностью; остальные выбрали из многообразного спектра образовательных программ то, что отвечает их возрастным и психологическим особенностям, запросам и интересам. Те, кто выбрал кружок эколого-биологической направленности, отмечали в анкетах, что хотят целенаправленно использовать свободное от уроков время; освоить различные учебные материалы по биологии; продуктивно использовать новую дополнительную информацию по биологии и экологии; научиться основам проектной и исследовательской деятельности, чтобы в дальнейшем участвовать в научно-практической конференции; а также им импонируют особые взаимоотношения ребёнка и педагога, которые основаны на сотрудничестве, сотворчестве и индивидуальном подходе. Исходя из опыта работы и по результатам анкетирования можно сделать вывод, что внеурочная деятельность в рамках внедрения в образовательный процесс ФГОС ООО, является востребованной учащимися и их родителями, а значит актуальной в современной школе. Внеурочная деятельность -  зона перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, она представляет собой «социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребёнка».

Сегодня мы не знаем, станут ли ребята – члены кружка «ЭкоГрад», биологами, экологами или продолжат образование в других областях знаний, но то, что полученные ими знания, способы деятельности, пригодятся им в будущем, не оставляет сомнений.

Категория: Биология
17.01.2015 19:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!