СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кратко о моей деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов, опыт работы 3 года. Образование высшее педагогическое. Обучаюсь на курсах по Вальдорфской педагогике в Санкт-Петербурге.

Обучала по программам "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Школа России".

Вальдорфская система образования

Из истории Вальдорфской педагогики:

Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии. Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания. Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу – Эмилю Мольта, который не боялся перемен и всегда стремился найти рациональный выход из сложившихся социальных трудностей. Эмиль Мольта мечтал создать новый тип школы, программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.

Вальдорфская педагогика актуальна и по сей день, учащимся не хватает в традиционной школе практического осуществления своих целей, развития силы воли посредством занятия ремеслами и искусством, душевного сопровождения учителя, образности преподавания. Слайд.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: вязанию, вышиванию, лепке, пальчиковым играм и т.д.

Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты.

В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу. Слишком позднее начало обучения грамматике и письму; отсутствие оценок, контрольных работ и экзаменов. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Вальдорфская педагогика базируется на пяти основных принципах:

  1. развивающая,
  2. присутствует духовный элемент,
  3. интегрированная,
  4. акцент на обучении искусствам,
  5. детей обучают искусству эвритмии (эвритмия – форма языка жестов и движений).

В вальдофских детских садах словно "приглашают" ребенка поиграть. Используются в основном природные материалы, приглушенные цвета, ткань.

Рисунок и живопись, музыка и пение, эвритмия, драма, время сказки, чтение историй и стихов, кукольные представления составляют основу обучения.

Художественные и практические занятия: живопись, рукоделие, музыка, флейта, эвритмия, рецитация (хоровое проговаривание с жестами и движениями), рисование, пластицирование, рисование форм, оформление тетрадей, ботмеровская гимнастика, ремесла (работа по дереву и металлу).

Основными идеями вальдорфской школы являются:

- Возрастная ориентация духовных потребностей каждой возрастной группы;

- закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет своих учеников с первого по восьмой год обучения»;

- возрождение традиции устного рассказа учителя;

- особое внимание уделяется художествнному, эстетическому элементу в преподавании, а также к рукоделиям и ремеслам;

- отмена отметок и второгодничества;

- введение «гигиенической организации обучения», то есть ориентация на ритм дня недели и времени года;

- изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам;

- коллегиальное самоуправление школы учителями;

- совместная работа учителей и родителей по воспитанию учеников.

Учителя вальдорфской школы также должны знать и уметь:

Возрастные особенности развития человека. Особенности развития ребенка. Конституции, темпераменты, характеры. Общее учение о человеке,, ветхий завет, скандинавскую мифологию, история древнего мира, всемирную историю, разделы: человек и растение, человек и животные, минералогия, и др.;

Отрицательные моменты:

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д. • Основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это вряд ли подойдет. • Много внимания уделяется хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим. • Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Его система направлена на чувственно - духовную сферу.

На данный момент мне удалось применить полученные знания и умения с семинара для учителей Вальдорфских школ на уроках ИЗО, Технологии, Физкультуры и внеурочной деятельности, уже сейчас, за столь непродолжительный период в семь недель, я вижу положительный результат: учащиеся научились идентифицировать свои эмоции и настроения, способны с помощью учителя целенаправленно выразить их в своем творчестве.

07.06.2021 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!