СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Моя педагогическая концепция.
На мой взгляд, сейчас наступил такой момент исторического развития в России, который заставляет систему образования вспомнить лучшие традиции отечественного воспитания и ориентироваться на вечные ценности российской и мировой культуры. Теоретической и методологической основой моей работы как педагога (учителя и воспитателя), является духовная концепция личности. Реализуя содержание, цели и задачи воспитательной работы, обозначенные в законе «Об образовании», а также воспитательную концепцию Бутурлиновского механико-технологического колледжа, а теперь и школы, я в своей деятельности ориентируюсь также на собственную педагогическую концепцию. В данной работе я определяю сущность, цели, предмет воспитания, направления и методы воспитательной работы.
Сущность воспитания.
Воспитание – это влияние обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, мотивационную сферу, ценностные ориентации и интеллект. В широком смысле – это передача социального опыта от старшего поколения к младшему, ведущая к преемственности культуры и сохранению цивилизации.
Цели воспитания.
1. Формирование духовных ориентиров личности: идеалов, морали, ценностных ориентаций, призванных защитить интересы и достоинство каждого человека, и в то же время, сохранить целостность общества, обеспечить устойчивость его развития.
2. Создание мотивации на саморазвитие и самовоспитание, непрерывное обучение и самосовершенствование.
Предмет воспитания.
Объектом воспитательного процесса является человек в единстве его природно-генетической, психологической, социальной и духовной сущности.
Предметом воспитания является личность, состоящая из четырех подструктур.
Предмет воспитания - Субъект воспитания
Подструктура направленности личности (мировоззрение, убеждения, принципы, ценности, нормы) - Классный руководитель, воспитатель
Подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) - Классный руководитель, воспитатель, преподаватели, мастера, руководители практики, руководители кружков
Подструктура индивидуально-психологических свойств (память, внимание, мышление, эмоции, воля) - Классный руководитель, воспитатель, педагоги дополнительного образования, психологи, родители
Подструктура биологических свойств - Институты образования, здравоохранения, правоохранительные органы, органы социального обеспечения
Таким образом, предмет воспитательной работы классного руководителя – формирование направленности личности.
Критерии оценки воспитанности:
«Добро» как поведение на благо другого (товарища, группы, общества в целом).
«Истина» как руководство при оценке действий и поступков.
«Красота» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности:
широта и высота восхождения человека к ценностям истины, добра и красоты;
степень ориентации в правилах, идеалах, нормах и ценностях общества и руководство ими в поступках и действиях;
уровень приобретенных на их основе личностных качеств, их иерархия в структуре личности;
повышение степени автономной активности студента, реализа-ция им прав и обязанностей, умение брать на себя ответственность.
Направления воспитания. Направления воспитания определяются единством целей и содержания. Основными направлениями работы считаю: нравственное, умственное и эстетическое.
Нравственное воспитание - воспитание добра.
Задачи: 1. накопление нравственного опыта и знаний о социальных нормах;
2. развитие нравственных качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к людям, честности, терпеливости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности, ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию;
3. формирование идеалов как высших целей человеческого стремления;
4. формирование ценностных ориентаций (правовых, политиче-ских, моральных, профессиональных) на основе как общечеловеческой системы ценностей, так и национальной традиции;
5. развитие моральных принципов, важнейшими из которых являются: патриотизм - преданность и любовь к Родине, своему народу, приверженность национальным традициям, языку и народной культуре, гордость за достижения родной страны; гражданственность – осознание себя полноправным гражданином, знающим и способным защищать личные права, уважать права других, соблюдать Конституцию и законы, нести ответственность за развитие всех институтов общества; доброта – действенное сопереживание другим людям и желание блага для всех; трудолюбие – добросовестное, ответственное и творческое отношение к труду профессионального опыта, как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Методы:
- пример как личный, так и идеальный (жизнь исторических деятелей или героев художественных произведений);
- убеждения, пожелания, одобрительный отзыв;
- положительная оценка действий и поступков;
- общественное признание достижений и достоинств человека;
- проведение этических бесед и диспутов;
- встречи с выдающимися людьми и людьми, совершившими воинский, трудовой и гражданский подвиги;
- участие в историческом краеведении;
- изучение истории семьи.
Умственное воспитание – воспитание стремления к истине.
Задачи:
1. развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию окружающего мира и себя;
2. формирование научно-философского мировоззрения;
3. формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
4. стимулирование интересов к работе с книгой и новыми инфор-мационными технологиями;
5. развитие таких личностных качеств как широта кругозора, творческие способности, интеллигентность.
Методы:
- проведение специальных психологических тренингов и упражнений, викторин, олимпиад, конкурсов и интеллектуальных игр;
- проведение коллективно- творческих дел;
-беседы об ученых, выдающихся политических и общественных дея-телях;
- участие в конференциях и семинарах,предметных неделях дисциплин.
Эстетическое воспитание – воспитание стремления к красоте.
Задачи: 1. воспитание способности к эмоциональному восприятию окру-жающего и к художественному творчеству;
2. формирование эстетической культуры быта, личной жизни, профессиональной деятельности, социального и природного ландшафта;
3. привитие чувства прекрасного;
4. формирование ценностного отношения к народной культуре и искусству своей страны, уважительное отношение к мировой культуре.
Методы:
- изучение художественных и литературных произведений;
- посещение кино, театров, выставочных залов и филармоний;
- участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве;
- организация лекций, встреч, бесед и концертных вечеров с участием художников и музыкантов;
- посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Мультикультурное воспитание
Ориентация в воспитательной работе на понимание человека и личности с позиции национальной культуры, акцент на историческое прошлое страны, пример ее героев может привести к якобы игнорированию культурных и воспитательных интересов представителей разных этносов и национальностей. Поэтому еще одним направлением моей воспитательной деятельности является мультикультурное воспитание.
Задачи: 1. формирование уважения человека к различным ценностям си-туации существования множества разнородных культур;
2. развитие навыков взаимодействия между людьми с разными традициями;
3. формирование стремления к диалогу культур;
4. воспитание солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
© 2017, Самофал Ирина Валентиновна 290