СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: «Воспитание любви к родному городу через знакомство с родной природой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Каждый человек, независимо от возраста, должен почтительно и бережно относится к природе. Перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;

Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремится к её созиданию.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по - своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавая его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свои край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и • умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса, озёра, поля и реки.

Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в достигнутом труде по выращиванию растений и т.д.

Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая первый цветок, незнакомое животное, необычное явление: первый снег, бегущие ручейки, нераспустившейся бутон. Его вопросы - первые ростки радостного чувства познания природы, интерес к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

Целевые прогулки с детьми трёх - четырёх лет кратковременны. эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.

Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе, но и даёт пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растёт здесь: и жёлтых, и голубых, и белых.», «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хотелось таять».

Целевые прогулки с малышами сопровождаются играми, забавами: «Соберите шишки», «Пошагаем по шуршащим листьям», «Сплетём венок». Но уже с младшей группы детей знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, животных нужно кормить, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья.

Знакомить дошкольников среднего возраста с природой можно н экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед. Воспитательно-образовательная тема «Природа родного края» может быть раскрыта на следующих последовательно проведённых занятиях (занятия можно повторить в разные времена года).

Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).

Целевая прогулка или экскурсия на водоём для наблюдения за его состоянием.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе родного края.

Рассматривание дидактических картин и рассказ воспитателя о животных, населяющих данную местность.

Рассматривание картин, слайдов, беседа с воспитателем о труде взрослых в природе.

Целевая прогулка в парк во время высадки и рассадки цветов, для знакомства с трудом взрослых по благоустройству города.

Воспитатель учит детей пятого года не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях своё отношение к природе. Очень важна творческая работа детей с природным материалом.

Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой родного края являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Работу целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Всё это не только способствует углублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность, умение размышлять.

Умелое руководство педагога помогает ребёнку заметить удивительное в природе. Во - время прогулки весной он показывает детям цветы мать-и-мачехи и предлагает описать их. Рассказ детей продолжает воспитатель: «Это растение удивительное. После того оно отцветает, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля». Летом при повторной экскурсии в парк дети снова найдут мать - и - мачеху и рассмотрят её листья. Воспитатель расскажет почему это растение так называется: «Одна сторона листа тёплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха».

Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребёнка с природой.

Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно различать по голосам некоторых птиц живущих в родной местности: жаворонка, скворца, синицу, кукушку.

Интерес детей возрастает если дошкольник рассматривают специальные картинки, репродукции, иллюстрации изображающие пейзаж; слушают стихи, музыку леса и т.д.

Можно проводить беседы об охране природы родного края. На занятии или в свободное время педагог предлагает детям рассмотреть фотографии редких животных, занесённых в Красную Книгу, потому что их осталось на земле очень мало, их нужно охранять.

У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края. Где бы ни находился детский сад, воспитатель должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям особенности природных зон, как луг, поле, лес, степь, пригорок, горы, познакомить с трудом человека в природе (полевые работы, посадка леса, устройство лесопитомника, теплицы). Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных встреч с природой может оказать семья.

В воскресные дни родители едут с детьми в лес, на водоём, собирают природный материал для поделок, определяют лекарственные травы или редкие растения. Итоги таких семейных прогулок в природу (рассказы, рисунки детей, фотографии) помещают в специальном уголке, или оформляется выставка, или делается альбом «Родная природа», «Моя тайга», «В лесу» и т.д. Чтение стихов должно вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Передать своё отношение к природе ребёнок может в творческом рассказе, в составлении маленьких сочинений о природе: «Ромашки», «парк осенью» и т.д. Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с родной природой и воспитанию любви к ней являются праздники и вечера досуга: «Люблю берёзу русскую», «Тайга» и т.д. •

«Не там вся родина. где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил ещё что-нибудь от себя» - М. Пришвин.

06.01.2020 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!