СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: "Задержка психомоторного развития у детей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что делать, если вам кажется, что ребенок медленно развивается, отстает от сверстников, как определить – в норме ли его состояние или вы столкнулись с синдромом задержки психомоторного развития? Каковы его критерии и прогнозы?

СИНДРОМ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Психомоторное развитие (ПМР) у каждого ребенка проходит в индивидуальном темпе, однако есть определенные признаки, которые позволяют судить о нормальном, опережающем и замедленном процессе становления его базовых функций. Прежде всего, различают темповую задержку психомоторного развития, которая не сопровождается болезнями головного мозга и неврологическими симптомами. Такие медленно развивающиеся дети, как правило, достаточно быстро «догоняют» своих сверстников, если им обеспечить правильный педагогический подход, наладить сбалансированное питание и режим дня. Второй вариант - грубая задержка психомоторного развития - часто проходит на фоне заболеваний центральной нервной системы, друг их болезней, в том числе эндокринных, инфекционных, и обычно связана с прочими когнитивными нарушениями у детей. Синдром задержки психомоторного развития в этом случае требует комплексного лечения, в том числе медикаментозного.

ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Психомоторная задержка развития, признаки которой касаются прежде всего двигательных функций, относится к моторным нарушениям. Такие симптомы проявляются уже в первый месяц жизни. Обратите внимание на следующие этапы развития малыша, чтобы исключить (или выявить) этот вариант синдрома задержки психомоторного развития.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Психомоторная задержка развития, признаки которой сосредотачиваются в основном вокруг эмоциональной и когнитивной сферы, относится к психической сфере. Чтобы определить, что ребенок медленно развивается именно в этом отношении, приглядитесь к следующим признакам. Малыш должен:

  • в 2 месяца фиксировать взгляд на родителей и улыбаться;
  • в 3 месяца самостоятельно произносить звуки, «гулить»;
  • в 5-6 месяцев четко отличать родных людей от посторонних;
  • в 8-9 месяцев проявлять интерес к играм и простым игрушкам;
  • в 10-11 месяцев пытаться подражать речи взрослых, «лепетать».

Синдром задержки психомоторного развития (ЗПР) бывает с преобладанием моторной или психической составляющей, а также – комбинированным, с симптомами обоих видов расстройства.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Синдром задержки психомоторного развития с преобладающим моторным проявлением важно отличать от другого когнитивного нарушения под названием диспраксия. ЗПР относится к естественным моторным навыкам таким, как: ходьба, бег, прыжки, а нарушения в сфере праксиса – к выученным движениям, например, умению завязывать шнурки или пользоваться ложкой. Но, безусловно, медленно развивающиеся дети в моторном отношении, будут хуже усваивать любые двигательные навыки и страдать от плохой координации движений. Им трудно научиться ловить мяч, собирать кубики или ездить на велосипеде, позже будет нелегко научиться писать и рисовать. Синдром задержки психомоторного развития также напрямую связан с целым рядом речевых когнитивных нарушений. Некоторые из них проявляются уже к 2-м годам жизни, а другие, связанные с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия) – с началом учебы в школе.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психомоторного и речевого развития у детей относится к категории когнитивных нарушений. Такие расстройства чаще всего связаны с проблемами внутриутробного развития ребенка, родов и первого года жизни. Это могут быть последствия перинатальных поражений нервной системы, неонатальные (послеродовые) осложнения такие как желтуха, сосудистые нарушения. Отдельно выделяют генетические и наследственные болезни, а также дефицит определенных веществ – анемия, рахит, целиакия и др. На развитие когнитивных нарушений у детей также могут повлиять эндокринные заболевания – например, врожденный гипотиреоз. Негативным фактором считается перенесенная в первые дни и месяцы жизни инфекционная болезнь. Также синдром задержки психомоторного развития тесно связан с социально-психологической обстановкой в семье. Недостаток внимания или, напротив, гипертревожные родители могут отрицательно повлиять на психомоторное развитие ребенка.

ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Психомоторная задержка развития, признаками которой могут быть моторные или психоэмоциональные нарушения, может быть диагностирована в любом возрасте, даже в первый год жизни. При этом, чем раньше выявляются отклонения в развитии ребенка и когнитивные нарушения, тем эффективнее бывает лечение. Для выявления и подтверждения синдрома задержки психомоторного развития используются специальные тесты, собирается семейный анамнез, исключаются соматические заболевания. Ребенку может понадобится и аппаратно-лабораторное обследование, включая УЗИ, МРТ, ЭЭГ. Медленно развивающиеся дети, как правило, дополнительно проходят обследование у невропатолога, психотерапевта, ортопеда, им может понадобится помощь логопеда, специалиста по массажу и мануальной терапии, лечебной физкультуре.

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ЛЕЧЕНИЕ

Методы коррекции синдрома задержки психомоторного развития напрямую зависят от характера нарушений. Если речь идет о простой темповой задержке психомоторного развития без нарушений работы головного мозга и нервной системы, то стратегия будет заключаться в улучшении ухода за ребенком, правильном рационе питания и режиме дня, развивающих занятиях. Задержка психомоторного развития, лечение которой включает в себя не только оздоровительные, но и лечебные мероприятия, обычно связана с выраженной или грубой задержкой психомоторного развития. В этом случае ребенку назначается курс лечения с медикаментозной поддержкой, направленной на защиту, адаптацию и восстановление функций головного мозга и нервной системы.

05.11.2020 23:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!