СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму у детей с ДЦП".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы личности. У этих детей снижен запас знаний и представлений об окружающем мире, они не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

При обучении детей письму следует помнить, что эти дети испытывают большие трудности при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, при плавном соединении отдельных элементов в букву, при написании элементов одинаковой величины. Нарушения оптико-пространственного восприятия выражаются в пропуске строк (клеток) в тетради, ребенок может начать писать в середине листа.

Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения ребенком графическим навыком письма.

Подготовка руки к письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка-инвалида, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей-инвалидов данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв и цифр. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв и цифр, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому необходимо проводить индивидуальные занятия в соответствии с диагнозом и с возможностями ребёнка-инвалида.

Огромное внимание необходимо уделять следующему:

- выполнение упражнений для укрепления кистей и пальцев рук;

- развитие «ручной умелости» (конструирование, складывание разнообразных мозаик, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность);

- развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперёд-назад);

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

- развитие графических умений детей (с помощью графических упражнений).

Гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук.

Упражнение для кистей рук №1:Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы.

Упражнение для кистей рук №2: Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.

Упражнение для кистей рук №3: Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.

Упражнение для кистей рук №4: Соединить ладони вместе, затем попеременно отводить назад до отказа пальцы на счет 1-4, начиная с мизинцев.

Упражнение для кистей рук №5: Соединить кисти рук и, опираясь на концы пальцев, отводить основания кистей в стороны, не смещая концов пальцев.

Упражнение для кистей рук №6: Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.

Упражнение для кистей рук №7: При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.

Упражнение для кистей рук №8: Локти прижать к бокам, ладони направлены вперед. Постепенно сжимать и разжимать пальцы в фалангах.

Упражнение для кистей рук №9: Переплести пальцы и делать сжимающие движения.

Упражнение для кистей рук №10: Постепенно разминать расслабленные пальцы поочередно сначала правой рукой на левой, затем наоборот. Разминание следует начинать с конца пальцев и до основания. Закончить круговыми вращательными движениями.

Упражнение для кистей рук №11: Прижать локти к бокам, пальцы сжать в кулак и повращать кистями в ту и другую сторону.

Упражнение для кистей рук №12: Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз.

Упражнение для кистей рук №13: Зажать ручку средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы, следить, чтобы ручка двигалась вертикально.

Упражнение для кистей рук №14: На столе лежат 8-10 карандашей. Одной рукой собрать в кулак карандаши, беря по одному, затем положить карандаши на стол, так же кладя по одному.

Упражнение для кистей рук №15: Зажать ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по поверхности стола.

Упражнение для кистей рук №16: Зажать конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Переворачивать ручку и вкладывать ее другим концом в левую руку. Очередным переворотом вложить ручку в правую руку и т.д. Ручка вращается в вертикальной плоскости.

Упражнение для кистей рук №17: Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Ручку перекатывают в разных направлениях.

Игры с пальчиками.

Хорошей формой работы по подготовке руки ребёнка к письму, является пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".

Развитие пространственной ориентировки.

Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Детям-инвалидам это удается особенно трудно. Поэтому уделяется значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дети должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске взрослый двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо, по указанию педагога (он сам проверяет точность выполнения задания), либо сами выбирают направление движения фигурки и сообщают всем, куда спрятался зайчик.

Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.

Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.

Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске взрослый двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо, по указанию педагога (он сам проверяет точность выполнения задания), либо самостоятельно (без помощи взрослого).

Развитие графических умений.

Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей-инвалидов формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в следующем:

— неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном;

— неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок держит карандаш либо слишком далеко, либо очень близко к нижнему пишущему кончику;

— неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону или от себя. При этом кисть и локоть зависают над столом;

— слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета;

— неправильная поза. Ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено, изгибается, подкладывает под себя ногу.

Это, к сожалению, часто зависит от диагноза. Не всегда рекомендуется вмешиваться в неправильный захват ручки (карандаша), в неправильное положение руки или кисти и т.д. Только после консультации с врачом-ортопедом и психоневрологом можно предпринимать какие-то действия.

Можно предупредить формирование неправильного навыка. Для уточнения наблюдений при этом используются специальные задания. Например, предложить ребенку нарисовать карандашом одним движением окружность диаметром 3 — 3,5 см (по образцу). Если кисть слабо развита и ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, он не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, рисует окружность значительно меньшего размера или рисует ее в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показательным для определения фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком на листе бумаги очень маленьких предметов.

О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и кисти руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игра «От дома к дому». На доске или на листах бумаги в разных местах (слева - справа, вверху - внизу) рисуются разноцветные домики. Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, затем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все домики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие словами: «От домика к домику, от домика к домику».

Широко используются различные графические упражнения: обведение клеток, составление узоров, фигур вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.

В начале каждого занятия надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно.

Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассматривание работ, затем заполняются еще две строки. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.

Можно провести зрительный диктант. Детям предъявляется графический рисунок, обсуждается, кто на нем изображен, а затем предлагается воспроизвести его по памяти.

При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (или ручкой), у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Не все дети легко справляются с материалом и прекрасно его усваивают. При этом занятия вызывают у них огромный интерес и положительные эмоции.

В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. Желательно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится на уроках.

Важным этапом работы является обучение ребенка-инвалида адекватной позе во время письма, при которой нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными. Свет должен падать слева.

07.02.2021 22:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!