СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов на тему: «Социально-личностное развитие

дошкольников в процессе взаимодействия

ДОУ и семьи».

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А.Сухомлинский

На сегодняшний день социально – личностное развитие детей дошкольного возраста является одним из важных направлений развития в дошкольном образовании. Однако, как показывает теория и практика, в семье вопросу социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно.

Во всех случая необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

В социально – личностном развитии детей семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

В общем понимании социально – личностное развитие – это процесс усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с дальнейшим развитием трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а так же социальных качеств личности, как способности преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

В рамках образовательного пространства ДОУ социально – личностное развитие дошкольников реализуется согласно следующей модели: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;формирование основ безопасности.

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО является организация условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

В настоящий период наше общество испытываем нарушение преемственности поколений, дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания. И наша общая задача педагогов и родителей – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным

качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В возрасте детей 4–5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских

отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга. Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое). Девочки больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого. Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ. Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, то есть овладение своеобразной «азбукой чувств». В этой связи возникает необходимость

новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно по этому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.).

Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д. Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу используются различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Данная система игр состоит из семи этапов. Это общение без слов: «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней». Внимание к другому: игры «Эхо», «Общий круг», «Зеркало». Согласованность действий: «Слепой поводырь», «Сороконожка». Взаимопомощь в игре: «День помощника», «Старенькая бабушка». Добрые слова и пожелания: «Комплименты», «Спящая красавица».

Регулярно проводить занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т.д. Чтение произведений В. Осеевой, А. Барто.

Кроме того, необходимо проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения.

И, конечно в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями.

Структура взаимодействия педагога с родителями

(В.А. Петровский).

Трансляция родителям положительного образа ребенка. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю (после достигнутого доверительного отношения родителей к педагогам). Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Данный факт находит своё подтверждение в словах А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Модель взаимодействия с родителями по социально-личностному развитию дошкольников.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Формы работы с родителями по данной теме:

Анкетирование родителей по теме (анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения). Изготовление памяток, плакатов с советами на тему собрания (содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом). Конкурсы и выставки. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания. «Круглый стол» (в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания). Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. «Дни открытых дверей». Презентации дошкольного учреждения по данной теме. Клубы для родителей (выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов). Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры (в процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»). Тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины).

Недели добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе) Педагогические беседы с родителями (оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи). Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон». Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья». Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Консультация для родителей

«Социально-личностное развитие дошкольников».

Андре Моруа «Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы».

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка - он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать! Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом. Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Правила и последствия должны формулироваться одновременно! Принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть! Дружелюбный тон общения. Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу. Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны - и родитель, и ребенок. Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Картотека игр для родителей на тему

«Социально-личностное развитие дошкольников»:

«Играйте с детьми дома».

Игра «До свидания - здравствуй».

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движениями руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словами «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуй» приближается, протягивает к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями.

Игра «Ласка».

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».

Игра «Проснись».

Взрослый предлагает поиграть. Я как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты - мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, потереть глаза, улыбнуться «маме». При повторении участники меняются ролями.

Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

Ребенку предлагаются следующие игровые упражнения:

«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть. «Комплимент» - похвали маму (папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика и т.д.), глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова. Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:

«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».

Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:

Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения: «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения», «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».

Игры для развития эмпатийного поведения:

Игра «Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу. «Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.

Ситуации-общения:

«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить». Два мальчика поссорились – помири их. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Успеха Вам в работе с детьми!

22.04.2017 19:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!