СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плоскостопие у детей дошкольного возраста

 

Плоскостопие – патология, которая часто развивается у детей дошкольного возраста. Сразу отметим, что плоскостопие у детей бывает врождённым и приобретённым. При врождённых деформациях стопы таранная кость располагается вертикально. Плоскостопие может иметь очень серьёзные последствия. Если родители не будут обращать внимание на такую патологию у ребёнка-дошкольника, то совсем скоро у него разовьётся искривление позвоночника. Плоскостопие у ребёнка часто становится причиной сильных болей в ногах, головных болей, может приводить к ещё более серьёзным патологиям.

 Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Почему плоскостопие бывает опасным?

Главная опасность плоскостопия кроется в быстрой изнашиваемости опорно- двигательного аппарата ребёнка. Если при развитии данной патологии не предпринять никаких мер, то в скором времени у дошкольника могут возникнуть серьёзные проблемы с позвоночником (сколиоз). Во взрослом возрасте последствиями детского плоскостопия становятся варикозное расширение вен, артриты, остеохондрозы, радикулиты и прочие тяжёлые болезни.

Плоскостопие поддаётся лечению, но только в раннем возрасте, когда детская стопа ещё не окончила своё формирование (до 5 лет). После начала лечения шансы прекратить развитие патологии существенно возрастают. Если ваш ребёнок быстро устаёт от ходьбы, жалуется на сильные боли в ногах – обязательно сходите с ним на приём к ортопеду.

Какие факторы обуславливают развитие плоскостопия у дошкольника

Спровоцировать плоскостопие у дошкольника могут несколько факторов. В частности, причиной данной патологии часто становится врождённая косолапость, травмы стопы, рахит, некачественная (маленькая или слишком большая) обувь, лишний вес, перенесённые инфекционные болезни (протекавшие с сильными осложнениями). На основании изложенных факторов можно подытожить, что плоскостопие может развиться и у здоровых детей, причём вина во многих случаях лежит на родителях. Около 80 % случаев детского плоскостопия спровоцированы избыточным весом ребёнка или ношением некачественной обуви.

Зачастую плоскостопие развивается на фоне целого комплекса неправильных действий. Родители покупают ребёнку дошкольнику обувь низкого качества (не соответствующую размеру детской стопы), закармливают жирной пищей (в результате чего появляется избыточный вес и на его фоне у дошкольника развивается плоскостопие). Чтобы не допустить развития плоскостопия у дошкольников, родители должны тщательно подбирать обувь. Она должна иметь жёсткий задник, каблучок не большого размера (не более 0.5 см и стельку с супинатором). Медики не рекомендуют родителям надевать на ножки ребёнка ношенную обувь (доставшуюся от старших братьев или сестёр). Она будет болтаться на ноге, что может привести к возникновению плоскостопия.

 

Каковы симптомы плоскостопия у дошкольников

Диагностировать плоскостопие у дошкольников можно только путём рентгенологического исследования, исследовав стопу в подошвенной и боковой проекции, а также её состояние при осуществлении сильной нагрузки. При плоскостопии передняя часть стопы подвергается деформациям, отклоняясь немного в сторону. Средняя часть стопы прогибается в сторону подошвы, пятка при этом находится в эквинусном положении. Продольный свод стопы не просматривается, пяточное сухожилие сильно укорочено. Ладьевидная кость смещена в сторону тыльной поверхности таранной кости.

Как лечить плоскостопие у детей дошкольного возраста

Начинать лечение плоскостопия у ребёнка-дошкольника необходимо сразу после установления диагноза. Деткам до года с врождённым плоскостопием врачи рекомендуют проводить массажные процедуры, направленные на коррекцию положения таранной кости. В коррекционные процедуры входит подошвенное сгибание, ношение супинаторов. После выполненной коррекции врач обязательно накладывает ребёнку циркулярную гипсовую повязку (её нужно менять каждую неделю до полного исправления положения стопы). При лечении детского плоскостопия ношение такой повязки требуется на протяжении полугода, после чего ребёнку назначают постоянное ношение ортопедической обуви.

Неоперативное лечение деток-дошкольников с плоскостопием предполагает выполнение процедур массажа спины, массаж стопы, активные и пассивные коррекционные упражнения (направленные на правильное формирование свода стопы), регулярные занятия плаванием, инъекции витаминов группы В и АТФ, витаминов Д3 и кальция. Однако, используя неоперативные методики борьбы с плоскостопием, полностью устранить данную патологию удаётся не всегда.

Оперативное вмешательство при плоскостопии у детей проводиться после года. Объём операции будет зависеть от того, насколько тяжёлыми являются деформации стопы у маленького пациента, а также – от эффективности проведённого перед операцией неоперативного лечения. В ходе оперативного вмешательства врачи удлиняют сухожилия малоберцовой мышцы, проводят мобилизацию таранной кости (приводя её в горизонтальное положение). Также проводится укорачивание сухожилия большеберцовой кости. Сразу после операции проводят фиксацию стопы ребёнка при помощи мобильной гипсовой повязки.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

КОМПЛЕКС "УТЯТА"

1. "Утята шагают к реке"

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же

1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает"

И.п. - то же

1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны

("клюв открылся"), произнести "кря-кря"

3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 - согнутую правую стопу - вперед

2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же

1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку

3-6 - держать

7-8 - и.п.

3. И.п. - то же

1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол

3-4 - и.п.

4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

5. И.п. - то же.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

КОМПЛЕКС "МАТРЕШКИ" (на основе элементов русских народных танцев)

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс

1 -правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

2. "Красные сапожки, резвые ножки"

И .п. - то же

1 - правую вперед-в сторону на пятку

2 - правую на носок

3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка"

И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо

2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь

3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо

4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.

5-8 - то же, что 1-4

1-8 - то же, передвигаясь влево.

5. "Елoчка"

И.п. - то же

1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо

1-8 - то же влево.

6. "Присядка"

И.п. - то же

1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх

2 - и.п.

3 - правую в сторону на пятку

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с другой ноги.

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2

То же в другую сторону.

Консультация для родителей

Зимняя прогулка с пользой

       Зимой, как правило, время прогулок с детками сокращается – родители опасаются переохлаждения, да и сами зачастую не знают, чем можно занять ребенка на зимней прогулке – песочница под толстым слоем снега, на качелях-каруселях долго не покатаешься… На самом деле, настоящая снежная зима открывает просто неисчерпаемые возможности для интересных и познавательных прогулок с ребятишками. Вот всего лишь некоторые идеи: 1. Развиваем навыки конструирования. Из снега можно соорудить не только «классического» снеговика или крепость, но и любую другую постройку, сложность которой ограничена только вашей фантазией, и … количеством снега! Можно построить целый снежный городок с башнями, домиками, оградкой и населить его сказочными обитателями из снега – например, фигурками лесных зверей – ежика, зайца, медведя. Совсем необязательно добиваться портретного сходства. Достаточно просто передать общий силуэт и характерные черты облика персонажа. 2. Развиваем меткость. Игру «в снежки» можно с легкостью трансформировать в увлекательное соревнование, совершенно безобидное для глаз и ушей маленьких участников, если предложить им бросать снежки в мишень. Можно выбрать на эту роль толстое крепкое деревце, или установить или нарисовать метки на снежной полянке. Другой забавный вариант игры – «снежки наоборот», когда задача ведущего – поймать руками как можно больше снежков. 3. Развиваем цветовое восприятие и учим цвета. «Какие же тут цвета? Белый и снова белый», – может быть, подумали вы. А кто мешает добавить белоснежной картине ярких красок? Вариантов масса. Самый простой – захватите с собой на прогулку бутылочки с подкрашенной водой, не забыв предварительно проделать небольшие отверстия в крышках. Теперь найдите подходящий «холст» для ваших будущих художеств и помогите малышу творить. Можно украсить цветными льдинками деревья и сугробы. Для этого заморозьте воду с добавлением гуаши или любых других красок в формочках разной формы (идеальный вариант – формочки от игрушки-сортера). Не забудьте перед замораживанием опустить в формочки ленточки, за которые можно будет подвешивать игрушки-льдинки.  4. Развиваем мелкую моторику. В теплый погожий зимний денек возьмите на прогулку крупы, семечки и другой корм для птиц, но не торопитесь высыпать его в кормушку. Слегка утрамбуйте снег и нарисуйте на нем простой рисунок с четкими контурами и небольшим количеством деталей. Теперь предложите ребенку сделать «аппликацию» на снегу с помощью разных зерен и семечек. Вот такая оригинальная кормушка у вас получится. 5. Учим буквы и цифры. На просторной снежной полянке можно чертить палочкой буквы и цифры и давать задание ребенку пройтись по контуру ножками. И не забудьте принести немного снега с прогулки домой, чтобы вместе с ребенком понаблюдать за его превращением в воду. Не ограничивайте ваши зимние прогулки с ребенком катанием с горки и игрой в снежки, и ваш ребенок обязательно полюбит зиму.

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей)

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

Одежда для зимней прогулки

Собираясь на прогулку, заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть ребенка, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняяобувь как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штаны, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку.

Зимние забавы и безопасность

У каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.

Катание на лыжах

В целом, катание на лыжах - наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках

В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

  1. Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах.
  2. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик.
  3. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду.
  4. Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Катание на санках, ледянках

Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее.

  1. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей.
  2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.
  3. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.
  4. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
  5. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.
  6. Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.
  7. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.

Игры около дома»

Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.

Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до мусорки – да все что угодно!

Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.

При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!

Опасности, подстерегающие нас зимой

Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыш домов. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны.

Осторожно, гололед!

Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

Осторожно, мороз!

Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

Зимой на водоеме

Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

Как и когда обучать детей безопасному поведению?

  1. «Курс безопасности» для ребёнка лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем детстве, остаётся в нашей памяти на всю жизнь;
  2. Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений;
  3. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
  4. Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
  5. Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений.
  6. Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
  7. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.

Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.

Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.

 

 

 

Категория: Физкультура
18.02.2015 14:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!