СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия: «Покормите птиц зимой» («Синичкин дом») Конспект занятия: «Покормите птиц зимой» («Синичкин дом»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия: «Покормите птиц зимой»

(«Синичкин дом»)

Пояснительная записка.

Отшумела золотая осень. Кроны деревьев поредели, сбросив свой пестрый наряд. Откружил сентябрьский листопад, отшумели октябрьские дожди, вот и первые ноябрьские морозы. Да и зимушка – зима не за горами, спешит к нам с метелями, снегопадами.

На улице похолодало, дни стали короче, птицы засуетились, как – будто кто – то их напугал. Дожди и морозы нравятся не всем птицам. Осень – это пора, когда некоторые птицам надо улетать в теплые края. Раньше всех улетают стрижи и ласточки, потом улетают грачи, скворцы, кукушки. А к ноябрю покидают нас все перелетные птицы. Одни улетают, а другие остаются.

Чтобы холодной зимой птицы не погибли, всем детям было дано домашнее задание – смастерить кормушки для птиц. Фантазии родителей и детей радовали глаз: здесь были и цветные домики – коробочки, пластиковые корзиночки, деревянные дворцы. Каждый ребенок сам выбирал место для своей кормушки, насыпал в нее зернышки, семечки, хлебушек. А когда к кормушкам стали слетаться птички, детскому восторгу и радости не было предела.

Актуальность проблемы:

Приобщение детей к культуре русского народа, формирование обобщенных представлений о природе, птицах; расширения представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания. Воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература».

Цель:

  • Приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями, знакомить детей с русскими пословицами, поговорками и поверьями.
  • Закрепить с детьми название перелетных и зимующих птиц, умение свободно находить, их на картинках, называть птиц ласково.
  • Совершенствовать умение детей использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
  • Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы.
  • Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать, помогать зимой.

Материалы:

Картинки с изображением птиц, два макета дерева (зимнее и летнее), фигурки – игрушки птиц, тарелки с любой едой птиц (сало, рябина, крошки хлеба, крупа, семечки), муляжи птиц.

Ход занятия.

Водная часть.

Звучит тихая музыка «Как прекрасен этот мир».

Воспитатель читает стихотворение:

Земля остыла, улетели птицы,

Закончился в природе листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает сад.

Пруды замерзли и слегка

Ледком подернулась река.

- Ребята, сегодня у нас праздник, который называется: «Синичкин день». С давних времен на Руси этот праздник отмечался 12 ноября – день встречи зимующих птиц. По приметам к этому дню прилетали зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью человека, где больше корма. На Руси синица считалась божьей птицей. Поэтому люди к этому дню готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли, просто любовались зимующими птицами.

На синицу в старину гадали: бросали кусочки сала, крошки хлеба и наблюдали за птицей. Если синица станет клевать крошки хлеба – то в доме будет достаток, если синица станет клевать сало – то в доме будет вестись живность. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, заходит девочка, одетая в русской костюм.

Воспитатель:

- Девочка, как тебя зовут?

Девочка:

- Машенька. Я пришла к вам в гости, хочу узнать о птицах, о их жизни и поделиться с вами своими знаниями и поиграть.

Тяжело птицам зимой, будет зима мягкая и теплая – они выживут, а будет лютая – трудно им придется. Под снегом нелегко корм добыть, а голодным птицам замерзнуть не долго. Вот и тянутся птицы ближе к жилью человека, надеясь на любовь и доброту людей.

Воспитатель:

- Ребята, как называются птицы, которые не улетают, на юг, а остаются рядом с нами?

Дети:

- Зимующие птицы.

Воспитатель:

- Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Дети:

- Воробей, голубь, сорока, ворона.

Воспитатель: (вывешивает картинки с изображением птиц на панно)

- Есть птицы, которые прилетают к нам только зимовать – синицы, снегири.

Снегирей – зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато – серая и черная голова и крылья.

У синицы грудка желтая, а головка и крылья черные.

Воспитатель:

- Расскажите про ворону? Она какая?

Дети:

- Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Воспитатель:

-Расскажите про воробья? Какой он?

Дети:

- Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый, веселый.

Воспитатель:

- А сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте ребятки.

«Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор».

Дети:

- Дятел.

Воспитатель:

- Что вы знаете про дятла?

Дети:

- Дятел живет в лесу лечит деревья, добывает из – под коры вредных жучков.

Воспитатель:

- А сейчас расскажите про голубя.

Дети:

- Голубь большой, воркующий, любит хлебный крошки.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем, крылья мы сложим назад.

Воспитатель:

- Давайте поиграем в игру «Один – много».

Ласточка – ласточки – много ласточек.

Соловей – соловьи – много соловьев.

Кукушка – кукушки – много кукушек.

Скворец – скворцы – много скворцов.

Грач – грачи – много грачей.

Синица – синицы – много синиц.

Воспитатель:

-А сейчас еще одна интересная игра «Назови ласково».

Снегирь – снегирек

Синица – синичка

Голубь – голубок

Воробей – воробошек

Девочка Маша:

- А я тоже хочу вам предложить поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы».

В группе стоят два макета дерева: одно зимнее (запорошенное снегом), другое – с листочками.

Детям предлагается на зимнее дерево повесить плоскостные макеты зимующих птиц, а на дерево с листочками макеты птиц перелетных. Дети вешают и называют птицу.

Девочка Маша:

- Я знаю еще одну интересную игру, которая называется «Накорми птиц».

Правила игры:

На столе стоят тарелочки с салом; с крошками хлеба; с семечками; с ягодками;

с крупой и муляжи птиц.

Детям задаются вопросы:

Какая птица любит крошки хлеба?

(Дети находят на столе эту птицу и подставляют к тарелочке, называя эту птицу).

Какая птица любит семечки?

(Производятся те же самые действия, дети находят эту птицу на столе и кормят ее).

Какая птица лакомится ягодами рябины?

Какая птица очень любит сало?

(Дети находят на столе нужную птицу, называют ее и подставляют к тому блюдечку, где лежит ее любимый корм).

Девочка маша:

- В сегодня очень много узнала о птицах. И хочу вам напомнить, что синички не очень боятся человека, как другие птицы, и если повесить кормушку на окно возле форточки. То синичка обязательно залетит к вам домой в поисках еды. А привыкнув к вашему дому, даже начет клювом стучать в окно, если форточка будет закрыта.

- Предлагаю вам послушать стихотворение.

Синица

Все короче зимний день,

Не успеешь пообедать

Солнце сядет за плетень

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег, да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Заключение

Воспитатель:

- Ребята, я вам предлагаю, выйдя на прогулку, проверить все свои кормушки и накормить своих друзей, наполнив кормушки семечками, крошками хлеба, семенами.

08.12.2015 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!