СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Аннотация

В содержание урока включены задания на актуализацию полученных знаний, сведения для развития кругозора, объяснение нового материала с элементами поисковой деятельности. Наглядно-иллюстративный материал и использование ИКТ сопровождали все этапы урока.

На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать оценку своей деятельности.

УМК: система Занкова

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема: Знакомство с Красной книгой

Место урока: 1-й урок по теме

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  • познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.
  • развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер;
  • воспитывать любовь к родному краю, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование: презентация по страницам Красной книги, учебник « Окружающий мир» 1 класс автор- Дмитриева, Казаков, тест.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(проверка готовности к уроку, организация внимания школьников).

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок. Если только я и ты, если мы сорвем цветы. То не будет красоты, то не будет доброты. Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока).

- Ребята, вы часто бывали в лесу?

- Случалось вам видеть растения? Животных?

- Как вы с ними поступали?

- Кто рвал цветы на память и увозил животных домой?

- А как еще можно сохранить память о своей поездке на природу?

Сегодня к нам на урок пришел добрый ежик, который просит вашей помощи. Он задаст вам несколько вопросов, заданий, ответив на которые мы ему поможем.(картинка)

Как вы думаете, ребята, для чего люди создают заказники и заповедники? (высказывания детей)

Сегодня на уроке мы узнаем, почему нельзя увозить растения домой, как сохранять природу, почему на нашей планете многие растения занесены в Красную книгу.

3.Этап усвоения новых знаний

(создать содержательные организационные условия для осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала).

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не все знают, что это такое.

- как вы думаете, почему ее назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей? (варианты ответов детей)

- да, красный цвет- внимание, сигнал опасности, стоп, призывает не губить растения и животных.

- Красная книга- это не закон об охране природы, это список и факты, собранные учеными.

- давайте начнем наше путешествие ( слайд №1)

Текст слайда: для чего нужна Красная книга

  • Информирует
  • Призывает изучать
  • Предупреждает
  • Советует

- на составление первой Красной книги потребовалось 14 лет. Позднее она переиздавалась. Ребята, как вы считаете, почему?

- в Красной книге есть классификация растений и животных (слайд №2)

Текст слайда: классификация

  • Исчезающие
  • Сохраняющиеся
  • Редкие
  • Неопределенные
  • Восстанавливающиеся

В каждой стране есть растения и животные, которые обитают только в той или иной местности. Поэтому в каждой области есть своя Красная книга. Давайте мы посмотрим растения и животных, которые занесены в Красную книгу Оренбургской области. ( слайд № 3-сайгак, № 4-орел, № 5- полоз узорчатый, № 6-ковыль, №7- тюльпан Шренка, №8- рябчик русский)

Динамическая пауза

4. Этап первичной проверки понимания и закрепление новых знаний

(установить пробелы первичного понимания, провести коррекцию выявленных пробелов и обеспечить закрепление).

  • Работа по учебнику стр.39, задание №5. Указать растения Красной книги.
  • Выполнение теста.

Ребята, ежик предлагает вам ответить на вопросы по нашей теме урока, из ответов на них мы можем узнать ваше отношение к природе.

Тест ( слайды с №9 по №12)

1.Есть ли необходимость создания Красной книги?

а)да б)нет в) не знаю

2. Какие растения заносят в Красную книгу?

а)исчезающие б)бесполезные в) не знаю

3. Как люди должны относиться к природе?

а)беречь б)вырывать растения, убивать животных

в) не знаю

4. Ты можешь помочь сохранению природы?

а)да в) нет

5. Этап обобщения и подведения итогов урока

(обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий, дать качественную оценку работы всего класса).

- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

6. Этап информации о домашнем задании.

Нарисовать на альбомном листе растение или животное из Красной книги Оренбургской области, выбрав любые средства изображения.

7. Этап рефлексии

-Угадай по описанию, о каких животных и растениях, занесенных в «Красную книгу Оренбургской области», идет речь.

  • Цветок чашевидно-лилейного типа до 7 см высотой, очень изменчив по форме, с лёгким приятным ароматом. Окраска — от чисто-белой, жёлтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с жёлтым или чёрным пятном по центру или без него. Цветёт с конца апреля до конца мая, плодоносит в июне.(тюльпан Шренка)

- Вы хорошо справились с работой на уроке, помогли ежику. Перед вами лежат две карточки: на одной изображено солнышко, а на другой тучка. Оцените свою работу на уроке и покажите мне картинку.

Приложение

Животные, внесенные в Красную книгу Оренбургской области Млекопитающие Европейский байбак, Выхухоль русская, Норка европейская, Выдра северная, Перевязка южнорусская, Степная пищуха (степной сурок), Белка башкирская, Соня садовая, Колонок, Сайгак

Птицы Гагара чернозобая, Пеликан кудрявый, Колпица, Аист черный, Фламинго обыкновенный, Казарка краснозобая, Пискулька, Лебедь малый, Савка материковый, Скопа, Лунь степной, Тювик европейский, Курганник, Змееяд, Орел степной, Подорлик большой, Могильник, Беркут обыкновенный серый, Орлан-долгохвост, Орлан-белохвост, Дрофа, Стрепет, Авдотка, Кречетка, Кроншнеп большой, Кроншнеп тонкоклювый, Кулик-сорока, Ходулочник, Шилоклювка, Тиркушка степная, Хохотун черноголовый, Крачка малая, Филин, Дятел пестрый средний, Сорокопуд, Лазоревка европейская белая, Цапля большая белая, Дербник степной, Зуек морской, Сплюшка, Гриф черный, Балобан, Сапсан, Пустельга степная, Чечетка горная, Красавка, Неясыть серая, Жаворонок степной, Жаворонок белогорлый рогатый, Скворец розовый, Воробей каменный

Пресмыкающиеся Круглоголовка вертихвостка, Веретенница ломкая, Ящурка разноцветная, Полоз узорчатый, Медянка обыкновенная

Рыбы Минога каспийская, Стерлядь, Шип куринский, Сельдь волжская, Форель ручьевая, Быстрянка русская, Подкаменщик обыкновенный, Белорыбица, Хариус европейский, Бёрш

Земноводные Тритон гребенчатый, Лягушка травяная

Насекомые Краснотел сетчатый, Краснотел бронзовый, Дозорщик-император, Дыбка степная, Краснотел пахучий, Афодий двупятнистый, Бронзовка гладкая, Стефаноклеонус четырехпятнистый, Парнопес крупный, Харакопигус черноногий, Пчела-плотник, Шмель армянский, Шмель степной, Шмель необыкновенный, Голубянка римн, Аполлон обыкновенный, Мнемозина, Жужелица бессарабская, Восковик восьмиточечный, Усач-кожевенник, Ксилокопа карликовая, Сколия мохнатая, Голубянка зубчатокрылая, Переливница большая, Махаон, Подалирий, Поликсена, Зегрис желтонизый, Павлиноглазка малая ночная, Ктырь гигантский, Боливария короткокрылая

Животные, исчезнувшие с территории Оренбургской области (черный список)

Млекопитающие : Тарпан степной, Тур или первобытный бык, Шакал

Птицы : Стервятник, Кречет, Фазан, Стерх

Пресмыкающиеся : Геккончик пискливый, Квакша обыкновенная

Растения Красной книги

Около 40 видов растений занесены в Красную книгу Оренбургской области. Из злаков в краснокнижный список включены ковыли красивейший, перистый, Залесского, опушеннолистный и тонконог жестколистный. В Красную книгу занесено 8 видов орхидей, произрастающих на территории Оренбургской области, среди них башмачок крупноцветковый, липарис Лезеля и ятрышник шлемоносный. Из семейства лилейных в этот список вошли тюльпан Шренка и рябчик русский. В Красную книгу занесены солодка Коржинского, копеечники крупноцветковый, серебролистый, Разумовского, чина Литвинова из семейства бобовых. Из водных растений в этом списке - водяной орех, или чилим, произрастающий в ряде пойменных озер по Уралу, ниже города Оренбурга и Илека. Большую группу редких растений области составляют эндемики и реликты.

Уральские скалъно-горностепные эндемики - остатки древней растительности, развитой на каменистых и щебенистых почвах в третичном периоде. В этом списке - гвоздики иглолистная и уральская, живокость уральская, оносма губерлинская, шлемник остролистный и другие виды.

Реликтовыми видами области являются можжевельник казацкий, овсец пустынный, клаусия солнцепечная, истод сибирский, а также сальвиния плавающая и водяной орех, которые сохранились с доледникового периода.

Растения, внесенные в Красную книгу Оренбургской области

Дифазиаструм сплющенный, Ковыль Залесского, Ковыль красивейший, Ковыль уклоняющийся, Ковыль перистый, Ковыль опущеннолистный, Тонконог жестколистный, Эремурус индерский, Лилия кудреватая, Рябчик русский, Тюльпан Шренка, Ирис карликовый, Венерин башмачок крупноцветный, Венерин башмачок настоящий, Липарис Лезеля, Надбородник безлистный, Неоттианте клобучковая, Пальчатокоренник балтийский, Пыльцеголовник красный, Ятрышник шлемоносный, Горицвет весенний, Пупавка Корнух-Троцкого, Смолевка Гельмана, Смолевка меловая, Пион тонколистный, Живокость уральская, Прострел луговой, Клоповник Мейера, Левкой душистый, Росянка круглолистная, Лапчатка Эверсманна, Копеечник крупноцветный, Копеечник серебристолистный, Копеечник меловой, Копеечник Разумовского, Люцерна решетчатая, Майкараган волжский, Солодка Коржинского, Чина Литвинова, Водяной орех плавающий (чилим, рогульник), Пушисто спайник длиннолистный, Шаровница крапчатая, Наголоватка меловая, Полынь солянковидная

10.09.2015 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!