СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Права ребёнка
Цели:
1. познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.
2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать познавательный интерес.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка, учебник «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Спалин, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка.
Личностные: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Метапредметные: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Задачи этапа, решаемые учителем |
Орг. момент |
Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
–Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. |
Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. |
Создать условия для комфортной образовательной среды |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки. |
- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. |
Разыгрывается сценка За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» |
Повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. |
Актуализация знаний. |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
- Какое противоречие вы заметили? - Какой возникает вопрос? - Что для этого надо знать? - Сформулируйте проблему урока. (Проблема урока записывается на доску.) - А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - Ребята, а что такое право? |
- И мальчик, и девочка защищают свои права. - Как рассудить кто из них прав? - Права человека. - Какие права есть у каждого человека - Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе. - Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. |
Выявить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме. Подвести к формулированию темы. |
Динамическая пауза |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья. Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» |
(Дети выполняют физкультминутку) |
|
Первичное усвоение новых знаний. (Поиск решения проблемы) |
Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение строить высказывание с учётом норм языка. |
- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке. - Какое своё право пытался защитить мальчик? - Какое своё право пыталась защитить девочка? - Какие права вам ещё известны? - Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны? - Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция? - Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права? - Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других? - Откройте ваши учебники на стр. 105. Рассмотрите рисунки. -Какие права изображены на них? - Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску). - А как вы понимаете это право? - Вспомните золотое правило нравственности. - Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) - А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан. - Прочитайте текст учебника на стр. 105-108 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.) - Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах. |
- Право на образование. - Право на охрану здоровья. - Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. - В Конституции РФ. - Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан. (Ответы детей) (Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян). - Право на свободу. - Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными. - Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. (Дети читают, называют права человека, крепят на доску.) |
Выявить знания по новой теме. Научить находить новые знания. |
Первичная проверка понимания полученных знаний. (Работа в группах.) |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам . Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
- Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе. Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено. - Какой вывод мы можем сделать? - Как вы его понимаете? |
1 группа - В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок) 2 группа - В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка) 3 группа - В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино) 4 группа - В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь). - Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску. (Ответы детей) |
Проверить уровень усвоения нового материала. |
Динамическая пауза |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
Физкультминутка для глаз. |
Выполняют физкультминутку. |
|
Первичное закрепление |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
- А все эти права есть у ребенка? - Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие? - Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43. - Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску) - Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве. - Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? - Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка. |
(свободные ответы детей) - Право на любовь и заботу. Это – конвенция по правам ребёнка. - Конве?нция о права?х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет. |
Проверить уровень усвоения нового материала. |
Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза) |
Познавательные: - уметь осуществлять анализ музыкальных произведений. . Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
- А теперь музыкальная пауза. - Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне? -Попутешествуем по сказкам. * Айболит. На что имеют право зверята? * Заюшкина избушка. На что имеет право Заяц? * Колобок. Какое право Колобка нарушила Лиса? Золушка. На что имела право Золушка, когда ее сёстры отправились на бал, а ее оставили дома за работой? Сказка о царе Салтане. Бочка по морю плывет. Какое право героев нарушено? |
“Наташка-первоклашка” (право на образование). «Мамонтёнок» (право на любовь и заботу) (Право на получение мед. помощи) ( Право на неприкосновенность жилища) (Право на жизнь) (Право на отдых) Право на свободу) |
Проверить уровень усвоения нового материала. |
Включение в систему знаний и повторений |
Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации |
-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей. - Посмотрим ещё одну сценку. - Ребята, прав сдесь Серёжа? - Почему? О чём забыл Серёжа? - Что ещё кроме прав мы имеем? - Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. - Как вы понимаете, что такое обязанности? |
Сценка. Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати. - Нет. - Обязанности. - Это какие либо действия, которые необходимо выполнять. |
Проверить уровень усвоения нового материала. |
Итог урока. Рефлексия |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей |
- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека? - Какие права имеет человек в современном обществе? - Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? - Как называются документы, где записаны права ребёнка? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? - Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе. -Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания: Я узнал на уроке … Мне было интересно … Я хочу узнать… Мне показалось трудным… |
- Да. (Ответы детей) (Ответы детей) - Конве?нция о права?х ребёнка. - Право на образование. Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей |
Проверить достижение цели урока. Осмысление и обобщение полученной информации. |
Домашнее задание |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
- Ребята, прочитайте текст учебника стр.105-108 и подготовьте ответы на вопросы. Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию). |
Смотивировать закрепление материала в домашних условиях |
© 2015, Белова Елена Александровна 810