СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Права ребёнка

Цели:

1. познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.

2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка, учебник «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Спалин, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка.

Личностные: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задачи этапа, решаемые учителем

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности

–Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Дети организуют свое

рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Создать условия для комфортной образовательной среды

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из сценки.

- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.

Разыгрывается сценка

За столом сидят двое – мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

Повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Актуализация знаний.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой возникает вопрос?

- Что для этого надо знать?

- Сформулируйте проблему урока.

(Проблема урока записывается на доску.)

- А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

- Ребята, а что такое право?

- И мальчик, и девочка защищают свои права.

- Как рассудить кто из них прав?

- Права человека.

- Какие права есть у каждого человека

- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.

- Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

Выявить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме.

Подвести к формулированию темы.

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

(Дети выполняют физкультминутку)

Первичное усвоение новых знаний. (Поиск решения проблемы)

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение строить

высказывание с

учётом норм языка.

- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.

- Какое своё право пытался защитить мальчик?

- Какое своё право пыталась защитить девочка?

- Какие права вам ещё известны?

- Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?

- Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?

- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?

- Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?

- Откройте ваши учебники на стр. 105. Рассмотрите рисунки.

-Какие права изображены на них?

- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску).

- А как вы понимаете это право?

- Вспомните золотое правило нравственности.

- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей.

(Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!)

- А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.

- Прочитайте текст учебника на стр. 105-108 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.)

- Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.

- Право на образование.

- Право на охрану здоровья.

- Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд.

- В Конституции РФ.

- Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.

(Ответы детей)

(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).

- Право на свободу.

- Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными.

- Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

(Дети читают, называют права человека, крепят на доску.)

Выявить знания по новой теме.

Научить находить новые знания.

Первичная проверка понимания полученных знаний. (Работа в группах.)

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам

.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.

Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы его понимаете?

1 группа

- В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок)

2 группа

- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)

3 группа

- В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино)

4 группа

- В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).

- Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску.

(Ответы детей)

Проверить уровень усвоения нового материала.

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физкультминутка для глаз.

Выполняют физкультминутку.

Первичное закрепление

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- А все эти права есть у ребенка?

- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие?

- Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43.

- Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску)

- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

- Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?

- Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка.

(свободные ответы детей)

- Право на любовь и заботу.

Это – конвенция по правам ребёнка.

- Конве?нция о права?х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет.

Проверить уровень усвоения нового материала.

Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза)

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.

. Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- А теперь музыкальная пауза.

- Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?

-Попутешествуем по сказкам.

* Айболит. На что имеют право зверята?

* Заюшкина избушка. На что имеет право Заяц?

* Колобок. Какое право Колобка нарушила Лиса?

Золушка. На что имела право Золушка, когда ее сёстры отправились на бал, а ее оставили дома за работой?

Сказка о царе Салтане. Бочка по морю плывет. Какое право героев нарушено?

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)

(Право на получение мед. помощи)

( Право на неприкосновенность жилища)

(Право на жизнь)

(Право на отдых)

Право на свободу)

Проверить уровень усвоения нового материала.

Включение в систему знаний и повторений

Коммуникативные

УУД:

умение слушать

других и вступать в

диалог, выражать своё

мнение.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.

- Посмотрим ещё одну сценку.

- Ребята, прав сдесь Серёжа?

- Почему? О чём забыл Серёжа?

- Что ещё кроме прав мы имеем?

- Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

Сценка.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

- Нет.

- Обязанности.

- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять.

Проверить уровень усвоения нового материала.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

-Оцените свою работу и работу

своих товарищей, используя

высказывания:

Я узнал на уроке …

Мне было интересно …

Я хочу узнать…

Мне показалось трудным…

- Да.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

- Конве?нция о права?х ребёнка.

- Право на образование.

Дети оценивают свою

работу и работу своих

товарищей

Проверить достижение цели урока.

Осмысление и обобщение полученной информации.

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

- Ребята, прочитайте текст учебника стр.105-108 и подготовьте ответы на вопросы.

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).

Смотивировать закрепление материала в домашних условиях

17.07.2015 17:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!