СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока Танграм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока.

Класс: 4

Учитель: Нестеренко Виктория Юрьевна

Тема. Геометрические головоломки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения нестандартных логических задач, способствовать обобщению понимания деления геометрической фигуры на части и возможности составления геометрической фигуры определенного вида из частей формы n-угольников;
  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, к друг другу.

Оборудование:

  • Набор игр "Танграм";
  • Набор рисунков;
  • Карточки с названиями геометрических фигур;
  • Компьютер (Рассказ сопровождается презентацией);
  • Чистые листы картона.

Ход урока.

Организация начала урока

Целеполагание

Изучение нового материала

Проверка готовности.

Беседа

Рассказ

Беседа

Практическое задание

Физминутка

Выставка

Творческая работа

Выставка

Подведение итога

Домашнее задание

Резерв

Слайд 1

В школе прозвенел звонок,

Начинаем необычный наш урок.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Виктория Юрьевна, а помогать мне будет Хранитель времени и его песочные часы. На столах у вас лежат солнышки, нарисуйте свое настроение. Какое хорошее у вас настроение, ваши улыбки, словно солнышки, осветили наш класс, давайте сохраним наше настроение.

(слайд 3)

А вот чему сегодня будет посвящена наша совместная деятельность, вы узнаете, отгадав кроссворд. (Показ геометрических фигур)

Загадки по кроссворду

  1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня … круг
  2. Мы живём с братишкой дружно, нам так весело вдвоём, Мы на лист поставим кружку, обведём карандашом. Получилось то, что нужно — называется окружность.
  3. Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал).
  4. На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник)
  5. Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат).
  6. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
  7. По фигуре пролегла Очень тонкая игла: Не черта и не прямая, Что ж за линия такая? В математике живуч Этот очень ровный… (луч).
  8. Он развернутый бывает,

Острый может быть, тупой.

Как лучи, ребята, называют,

Идущие из точки из одной? (угол)

9. Хоть куда ее веди,

Это линия такая,

Без конца и без начала,

Называется. (прямая)

10. Он ограничен с двух сторон

И по линейке проведен.

Длину его измерить можно,

И сделать это так несложно! (Отрезок)

  1. Что случилось со мной,

Была я линией прямой.

А теперь я искривляюсь

И в другую превращаюсь. (ломаная)

к

р

у

г

о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

о

в

а

л

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

к

в

а

д

р

а

т

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

л

у

ч

у

г

о

л

п

р

я

м

а

я

о

т

р

е

з

о

к

л

о

м

а

н

а

я

(Головоломка) (Слайд 4)

Что означает слово головоломка? (Это то, что нужно разгадать)

Ребята, головоломка — это непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать что-то новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира, а поможет нам с вами это занятие. Сегодня мы будем работать в проектной лаборатории. Для этого нам потребуется: 2 листа картона, 2 набора танграма, клей, кисть, клеёнка. (Слайд 5) Наша проектная деятельность будет включать в себя шесть «П»:

Проблема

Проектирование

Поиск

Продукт

Презентация

Портфолио

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. (Слайд 6) То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: (слайд 7)"Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться. А ларчик просто открывался»

Как вы понимаете это выражение? (Не все сложное является таковым).

Да, так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, а в действительности, как будет на практике, покажет наше занятие. Чтобы открыть ларчик, мы должны решить головоломку "Танграм". (слайд 8)

ТАНГРАМ

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого (слайд 9) императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.(слайд 10) Император призвал к себе трех мудрецов, и повелел им придумать игру. (слайд 11) Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, стал бы терпеливым и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей или семь дощечек мастерства (слайд 12)

(слайд 13) Ребята, а можно простую геометрическую фигуру квадрат оживить? Для обсуждения этого вопроса хранитель времени отводит нам минуту.(Ответы детей).

А вот кто оказался прав мы выясним в ходе проектной деятельности.

Так какую же мы цель поставим перед собой? (Доказать: возможно ли оживить квадрат) (слайд 14)

Посмотрите внимательно на волшебный квадрат, на какие геометрические фигуры разрезается квадрат? (На треугольники, квадрат, четырехугольник). Да, это действительно так.

.

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Танграм»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры по образцу или замыслу. Но при этом нужно соблюдать определенные правила.

Правила: (слайд 15)

Посмотрите, соблюдая все правила, у меня получился заяц. (слайд 16)

Задание 1

Сейчас вы соберете тот рисунок, который лежит у вас на парте. Работать будем в парах. Сначала на парте собираете фигуру, как это сделала я, потом переносим её на листы картона, фигурки фиксируем с помощью клея. (слайд 17) Наносим небольшое количество клея на фигурку, при помощи кисти распределяем клей и фиксируем на картоне. Приступаем к работе, а хранитель времени будет следить за нашей работой и временем. Работу выполнили, теперь давайте оживим нашего зайчика. (слайд 18)

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапки нам погреть.

Надоело зайке ждать,

Пора работу показать.

Ребята первого ряда, первого варианта встаньте, повернитесь лицо к классу покажите работы. Ребята второго ряда, первого варианта встаньте перед доской. Ребята третьего ряда, второго варианта, встаньте, повернитесь лицом к классу.

Молодцы. Работу выполнили аккуратно, вы умеете взаимодействовать в парах, у всех получились забавные зверята. А за работу вы получаете вот такое солнце.

Сейчас хранитель времени предлагает вот такие фигурки, чем они отличаются. (Детям предлагаются затушёванные фигурки зверят) (слайд 19)

Сейчас вы попробуйте решить эту китайскую головоломку. У вас должна получиться фигура, но для этого вы должны подумать какие фигуры и как нужно использовать. (слайд 20)

Задания:

Вам нужно сложить фигурки по затушёванному контуру. Фигурки фиксируем также с помощью клея.

Молодцы, это задание выполнили, справились, были внимательны.

(слайд 21)

Итак, ребята, можно ли простой геометрический квадрат оживить? (Ответы)

(слайд 22) Конечно можно придумать и свои фигуры, только нужно соблюдать правила.

Для этого каждому из вас мы с хранителем времени дарим танграм, из которого вы дома сможете сделать свою фигурку.

А какие качества вам сегодня помогли? (Ответы)

Итак, ребята, удалось ли нам открыть ларчик. (Ответы детей)

О чем мы с вами говорили на уроке? (Ответы детей)

Сечас на листочках нарисуйте какое у вас настроение.

Ваши работы будут оформлены в альбом. Дома вы можете сами придумать свои фигурки, они тоже будут оформлены в альбом.

Наш урок подошёл к концу. Можете быть свободны.

Стомахион.

Еще одна головоломка — стомахион. Её создатель — Архимед.

Для этой игры используется прямоугольник, разрезанный на четырнадцать частей, который находятся в рациональных отношениях.

Вот какие фигуры могут получиться из стомахиона.

22.11.2016 19:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!