СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
Цель: формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи: образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
развивающие: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Что это? (снежинка-письмо)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель:Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель: А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Как вы думаете, с кем мы сегодня будем знакомиться? (с птицами)
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами.
Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку.
Показ слайда «Кормушка».
Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде. Дети слушают голос воробья.
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
А какой он? (Ответы детей)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички
Показ слайда с загадкой.
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
А какой он голубь? (Ответы детей)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель: Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру) Слушание голоса голубя.
Воспитатель. Следующая наша гостья (слайд с загадкой)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
( Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Какая сорока? (Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа.)
Воспитатель: Послушаем Сашу, он нам расскажет про сороку.
Рассказ ребенка о сороке.
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Какая ворона? (Ответы детей)
Рассказ ребенка о вороне.
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель: О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Физминутка «Птички»
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Какой он снегирь? (Ответы детей)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? ( они остаются с нами зимовать) Ребята, а вы хотите помочь птицам7 А как? ( сделать кормушки и кормить птиц зимой.
Воспитатель: А давайте сейчас сделаем для птиц кормушки и повесим их на нашем участке.
Продуктивная деятельность. Анализ работ.
Воспитатель: Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
© 2023, Хованских Татьяна Николаевна 53