СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Мультимедийное приложение |
Интернет-ресурс |
|
. Мультимедийное приложение к учебнику Биология класс. Сонина Н.И., В.И. Сонина
|
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp - информационные образовательные уроки «Кирилл и Мефодий»;
|
|
Техническое обеспечение |
-компьютер -мультимедийный проектор -экран. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
|||||
Задачи |
Базовый («учащийся научится») |
||||
Задачи: |
Обучающиеся научатся: Различать процессы воздушного питания и дыхания растений, Запоминать отличительные особенности газообмена при дыхании и фотосинтезе Распознавать объекты живой природы. Обучающиеся овладеют умениями: работать с учебником и находить необходимую информацию ; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде. |
||||
Исходное состояние обучающихся: |
- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; - владеют техникой публичного выступлениях; -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением; - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности |
||||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
||
Знать: особенности дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений Уметь: объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
|
Познавательные УУД: - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; -учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; -учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД - излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под-тверждая фактами. |
-учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
|
|||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока, цель |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся (примерные ответы) |
|||
1. Мотивация к изучению нового материала |
1.1. Вхождение в контакт |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку |
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
Демонстрируют собранность, внимательность |
|||||
1.2. Актуализация знаний |
1) Биологический диктант. Слайд №2 (2 варианта)
|
Выполняют задания биологического диктанта (2 варианта) |
||||
2) Сравните ответы вашего соседа по парте с ответами на слайде №3 |
Взаимопроверка |
Осуществляют взаимопроверку. |
||||
3) Оцените свои работы по слайду №4
|
взаимооценка |
Осуществляют взаимооценку |
||||
1.3. Создание проблемной ситуации |
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. Слайд№5
|
Самостоятельно формулируют гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. |
Строят предположения |
|||
2.Усвоение новых знаний и способов действий. |
2.1. Целеполагание и планирование |
Специальными вопросами подводит учащихся к формулировке темы и цели урока: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. |
-Воспринимают проблемные вопросы - Формируют тему урока. |
Устанавливают причинно-следственные связи.
|
||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
- Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли. "Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Слайд№6 - Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты) - Какой можно сделать вывод? Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
|
Воспринимают новую информацию,. |
Анализируют. Делают вывод. |
|||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Объяснение нового материала. Дополнительна информация. СЛАЙД 7 Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли. – Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив…. – Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса. - Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается) - Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород) Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.Слайд№7 -Почему? (было много углекислого газа)
|
Обсуждение. |
Осуществляют анализ объектов изучения. |
|||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8 Заполнение таблицы. Приложение.
|
Заполняют таблицу в тетради и сравнивают с заполненной по слайду. |
Систематизируют полученные знания.
|
|||
|
2.5. Поиск способа решения проблемной ситуации |
-Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Работа с учебником. стр. 59., 62 «Дыхание растений» и рис на стр 62. У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель. Охрана растений. СЛАЙД 9 -Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.) Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, Чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. |
Работают с учебником
|
Анализируют. Отвечают на вопрос. |
||
3. Рефлексия учебной дечтельности. |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Проанализируйте информацию полученную на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? Заполните таблицу. Слайд№10
Мы узнали: что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу. при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет. растение дышит через чечевички и устьица.
|
Ученики подводят итоги своей деятельности, заполняют таблицу, соотносят результаты деятельности с целью урока. |
Воспринимают оценку своей работы. |
||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки учащихся |
Подведение итогов урока.
|
Высказывают свое мнение и позицию.
|
|||
4.Домашнее задание. |
Дает комментарий к домашнему заданию: 1. Изучить § 8 (стр59,62.). Ответить на вопрос 3 после параграфа. 2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»
|
Записывают Д/З. |
Уточняют задание. |
|||
© 2021, Комшилина Лариса Юрьевна 224