СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дыхание растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Мультимедийное приложение

Интернет-ресурс

  1. Учебник: «Биология: Живой организм 6 класс/ Н.И.Сонин, В.И. Сонина - М.: Дрофа,2016

.

Мультимедийное приложение к учебнику Биология класс. Сонина Н.И., В.И. Сонина

http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp - информационные образовательные уроки «Кирилл и Мефодий»;

http://sbio.info/page.php

http://nauka.relis.ru

http://ru.wikipedia.org

Техническое обеспечение

-компьютер

-мультимедийный проектор

-экран.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Задачи

Базовый («учащийся научится»)

Задачи:

Обучающиеся научатся:

Различать процессы воздушного питания и дыхания растений,

Запоминать отличительные особенности газообмена при дыхании и фотосинтезе

Распознавать объекты живой природы.

Обучающиеся овладеют умениями: работать с учебником и находить необходимую информацию ; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- владеют техникой публичного выступлениях;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знать: особенности дыхания у растений; учатся определять значение дыха­ния в жизни растений

Уметь: объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений;

-учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью

- находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под-тверждая фактами.

-учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, у них формируются ценностно-смыс­ловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отноше­ния к растениям и их охраны.

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(примерные ответы)

1. Мотивация к изучению нового материала

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

Демонстрируют собранность, внимательность

1.2. Актуализация знаний

1) Биологический диктант. Слайд №2

(2 варианта)

Выполняют задания биологического диктанта

(2 варианта)

2) Сравните ответы вашего соседа по парте с ответами на слайде №3

Взаимопроверка

Осуществляют взаимопроверку.

3) Оцените свои работы по слайду №4

взаимооценка

Осуществляют взаимооценку

1.3. Создание проблемной ситуации

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. Слайд№5

Самостоятельно формулируют гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

Строят предположения

2.Усвоение новых знаний и способов действий.

2.1. Целеполагание и планирование

Специальными вопросами подводит учащихся к формулировке темы и цели урока: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

-Воспринимают проблемные вопросы

- Формируют тему урока.

Устанавливают причинно-следственные связи.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Слайд№6

- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Воспринимают новую информацию,.

Анализируют. Делают вывод.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Объяснение нового материала.

Дополнительна информация. СЛАЙД 7

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

- Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)

- Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород)

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.Слайд№7

-Почему? (было много углекислого газа)

Обсуждение.

Осуществляют анализ объектов изучения.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8

Заполнение таблицы. Приложение.

Заполняют таблицу в тетради и сравнивают с заполненной по слайду.

Систематизируют полученные знания.

2.5. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа с учебником. стр. 59., 62 «Дыхание растений» и рис на стр 62.

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

Охрана растений. СЛАЙД 9

-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Работают

с учебником

Анализируют. Отвечают на вопрос.

3. Рефлексия учебной дечтельности.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Проанализируйте информацию полученную на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? Заполните таблицу.

Слайд№10

Мы узнали:

что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

растение дышит через чечевички и устьица.

Ученики подводят итоги своей деятельности, заполняют таблицу, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Воспринимают оценку своей работы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки учащихся

Подведение итогов урока.

Высказывают свое мнение и позицию.

4.Домашнее задание.

Дает комментарий к домашнему заданию: 1. Изучить § 8 (стр59,62.). Отве­тить на вопрос 3 после параграфа.

2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»

Записывают Д/З.

Уточняют задание.

Категория: Биология
09.10.2021 20:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!