СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Дикие животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить и закрепить знания о диких животных.

Задачи: Образовательные: - закрепить названия диких животных, их детёнышей; - закрепить знания детей о повадках диких животных, о том, где живут и чем питаются; - дать понятие хищник и не хищник; - учит отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие: - развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; - способствовать развитию координации движения, мелкой о общей моторики. Воспитательные: - воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе; - прививать экологическую культуру.

Оборудование: Презентация «Дикие животные», картинки с изображением диких животных, игрушка Ёжик, трафареты изображения зайца для эксперимента, грецкие орехи и шишки для счёта, самомассажа рук, корзина с макетами еды для животных, тарелочки для каждого животного для игры «Кто что ест?», картинки-схемы «Правила поведения в лесу», таблица для заполнения «Как животные готовятся к зиме?»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, о каких животных мы говорили на прошлой неделе? (о домашних).

Почему их называют домашними? (живут рядом с жилищем человека, приносят ему пользу, человек о них заботится).

А как называют животных, которые живут вдали от людей, прячутся от человека? (дикие).

Почему ещё их называют дикими? (сами себе добывают еду, строят себе жилище, сами о себе заботятся).

Где живут дикие животные?(в лесу).

Вы бы хотели познакомится с дикими животными поближе? (да).

Тогда я предлагаю набраться смелости и отправиться в лес к диким животным.

Проводится физминутка «В лес отправимся гулять…»:

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать,

По тропиночке пойдём,

Все пенёчки обойдём,

На носочки встали,

деревья мы достали,

На корточки мы сели,

Грибочки посмотрели,

Оглянись ты раз, другой,

Здравствуй лес наш дорогой

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! (выполняются движения по тексту)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса. (аудиозапись звуки леса)

Воспитатель: Ребята, по тропинке кто-то бежит, да это же ёжик с конвертом, давайте посмотрим, здесь записка, надо прочитать:

«В лес к животным попадёте, если знаки назовёте»

Что за знаки? Догадались? (Правила поведения в лесу.) Давайте вспомним и назовём правила. (Воспитатель показывает картинку-знак, дети отвечают).

Ответы: Нельзя мусорить, нельзя разжигать костры, нельзя топтать ядовитые грибы, нельзя обижать животных и насекомых, нельзя разорять муравейники, нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя шуметь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правила вы знаете, значит, пропуск в лес заработали. Читаем записку далее:

«Чтобы в гости к нам попасть Да и всё про нас узнать, С нами нужно поиграть, И загадки отгадать.» Лесные жители.

Зверей в лесу много, давайте отгадаем загадки и узнаем, к кому мы попали?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Ну а хвост её краса,

Подскажите, кто она? (Лиса)

(дети отвечают правильно, тогда на экране появляется животное) Слайд 1-5

Воспитатель:- Какого цвета у лисы шуба? (рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые).

- Как лиса готовится к зиме? Линяет ли лиса на зиму? (да, у лисы вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется).

- Где живёт лиса? ( в норе)

. - Чем питается лиса? (мышкует, т. е.ловит мышей, охотится на зайцев и ежей, ворует домашних птиц.)

- Лиса- это хищное животное? (да). Почему? ( питается мясом других животных).

- Как называют детёнышей лисы? (лисята).

Игра «Лисичкины вопросы»:

- В каких сказках я живу? (Лисичка-сестричка и серый волк, Лиса Патрикеевна, Лисичка со скалочкой, Колобок, Заячья избушка)

- Как называют меня в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

- Для чего мне такой хвост? ( Легче уворачиваться от погони, заметать следы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, лисичка довольна, давайте повиляем хвостиком, как лиса, и понюхаем, словно охотимся. (Выполняются дыхательные упражнения «Лисичка», «Охота» (повороты головы) на основе гимнастики по методике А.Стрельниковой).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше в лес, отгадываем загадку:

«Всё время по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет,

Из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это….» (волк)

Слайды 6-8

Волк тоже готовится к зиме. Шерсть у волка за лето и осень отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши.

- Как называют детёнышей волчицы? (Волчата). Волк-хищное животное, живут волки стаями, вместе охотятся.

- Чем питается волк? (Волки охотятся на пасущихся овец, коз, телят и других животных, могут напасть на человека).

- Как можно услышать волка? ( Голодные волки издают вой, воют). Предлагаю превратится в волков. (Дети издают звуки, имитируя вой волка)

Воспитатель: Кого же мы встретим дальше, отгадайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора! (заяц)

Слайды 9-10

Воспитатель: Ребята, как заяц готовится к зиме? (линяет, шерсть становится пушистая, белая) - Почему белая? (ответы детей)

Проводится эксперимент с бумажным шаблоном, воспитатель показывает издалека изображения серого и белого зайца на белом фоне. Дети делают вывод: «белый заяц прячется от хищников, маскируясь под белый снег».

Воспитатель: - Есть ли у зайца домик? (Заяц живёт под кустом, поэтому всего боится, трясётся от страха ).

-Чем питаются зайцы зимой? (Грызут кору деревьев. ) Давайте вместе с зайчиком погреемся.

Динамическая пауза «Зайка» (выполняем движения по тексту):

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Кто-то зайку напугал, он в кусты и ускакал!»

Воспитатель: Вот и зайка с нами поиграл. Кто же попадётся на пути дальше, давайте отгадаем!

Кто по ёлкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) Слайды 11-14

Воспитатель: - Как готовится к зиме белка? (ответы детей)

Белка на зиму линяет, рыжая шерсть выпадает, вырастает новая, серая, тёплая, серый цвет спасает белку от хищников, на зиму белка делает запасы (сушит на ветках грибы, шишки и орехи прячет под корни деревьев).

- Где живёт белка? (В дупле).

- Какое у белки любимое занятие? (Любит прыгать по деревьям).

- Для чего у белки такой пушистый хвост? (Помогает ей держать равновесие при полёте с ветки на ветку.)

Ребята, белка, хоть и хорошая запасиха, но большая забывака. Давайте поможем белочке посчитать её запасы: орехи и шишки. (Воспитатель выкладывает на стол шишки и орехи, дети считают):

-одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек….

-один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов….

Воспитатель: Вот, молодцы, за то что помогли белке посчитать запасы, она научит вас катать орехи в руках. (Проводится самомассаж рук с помощью грецких орехов).

Воспитатель: Отправляемся дальше, следующая загадка.

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой,

Любит он малину, мёд,

Кто сластёну назовёт? (медведь)

Слайд 15-17

Воспитатель: - Ребята, а как медведь готовится к зиме? (ответы детей)

Медведь летом и осенью сытно наедается, откладывает жир под кожу и ложится спать на всю зиму.

- Где спит медведь? ( В берлоге).

Говорят, медведи большие сластёны и обжоры.

- Чем же питается медведь?(ответы детей) Медведь любит малину, мёд, рыбу, но всё же считается хищником, ест мясо. Медведь очень любит поесть и хочет узнать, чем лакомятся другие звери. Давайте, ребята, устроим обед для лесных жителей.

Проводится дидактическая игра «Кто что ест?» На столе корзина с муляжами еды (грибы, орехи, шишки,зёрна пшеницы, жёлуди, яблоки, морковка, капуста, кора дерева, овца, курочка, яйцо, малина, мёд, рыба) изображения животных, перед каждым из которых стоит тарелка, дети раскладывают еду, вместе с воспитателем проверяют.

Ребята, назовите животных, к которым мы в гости не попали, но они пришли к нам на обед. (кабан, ёжик, мышка) Слайды 18-20

Звери вас хотят поблагодарить за угощения. А вот и ёжик опять по тропинке бежит, хочет нас предупредить, чтобы долго не задерживались в лесу, ведь мы здесь гости, да и опасно по лесу долго гулять, можно заблудиться. Пора возвращаться! (дети идут друг за другом змейкой за воспитателем и присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: ребята, а давайте поразмышляем вместе и ответим на вопросы «Что будет, если…?» (использование приёмов ТРИЗ)

- ….заяц не поменяет свою шубку на белую зимой или останется в ней летом?

-….медведь не ляжет спать зимой?

-…. у белки или у лисы не будет таких хвостов?

- Ребята, вам понравилось в лесу?(ответы) - Каких животных вы сегодня встретили ? (ответы) - Кто из животных вам запомнился больше всех? Чем? (ответы)

Чтобы закрепить наши знания, предлагаю заполнить таблицу наблюдения «Как животные готовятся к зиме?»( + это «Да», - это«Нет» ) (Дети вместе с воспитателем, отвечая на вопросы, заполняют таблицу) Молодцы!

«Как животные готовятся к зиме?»

- + + + + + + - + - + - + +

12.01.2020 00:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!