СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНФЛИКТЫ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНФЛИКТЫ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ. КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК РОДИТЕЛЯМ С УЧИТЕЛЯМИ?

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера самих родителей, они сами провоцируют конфликты, отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д. Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить.

Вспыхнувший конфликт может втянуть в свою воронку родителей целого класса, а иногда и школы. Конечно, совершенно недопустима такая ситуация, поскольку жертвами подобной войны всегда остаются школьники независимо от того, кто победил в конфликте. Давайте попробуем разобраться, что конкретно может лежать в основе возникающих конфликтов между учителем и отдельными родителями.

Причины конфликта между учителем и родителями

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

  • несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
  • неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;
  • непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;
  • завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.
  • проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;
  • постоянные придирки к деятельности учителя;
  • отрицательная оценка профессиональной деятельно­сти учителя или общественной деятельности других родителей;
  • истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
  • отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором.

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения?

Одной из серьезных проблем в решении конфликта родителей и учителя зачастую является необъективное знание родителем конфликта с учителем и ее причин, так как первичную информацию он получает от ребенка, который, конечно же, опирается на свое восприятие и демонстрирует свои чувства и эмоции. Ребенок может рассказать родителю, что учитель злой, постоянно ругает его, даже унижает, и родитель, идя на разборки в школу, уже составил свое представление о злом учителе, который третирует его несчастное чадо. Между тем ситуация может быть совершенно противоположной — ребенок провоцирует учителя на проявление сильных эмоций, наказаний, замечания.

Поэтому первое правило мирного разрешения возникших противоречий — прежде чем «вынести приговор» учителю — убедитесь в том, что он объективен и справедлив. Конечно же, для этого нужно будет пойти в школу и выслушать и другую сторону – учителя.

Еще одно важное правило — идя в школу на разговор с учителем, не стоит думать, что вы собираетесь на войну. Иначе ваш негативный настрой заранее определит ситуацию не как процесс общения и совместного решения возникших разногласий, а как битву, где только

один победитель. На самом деле в такой битве будут только проигравшие — и в первую очередь, им станет ваш ребенок, который надолго сохранит собственное негативное впечатление и об учителе, о себе самом и, возможно, о вас. Поэтому настройтесь на мирное общение и искреннее желание найти общий язык, а не на битву титанов.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем. Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу.

Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону. Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом. Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

  • Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.
  • Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.
  • Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.
  • Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.
  • Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

На заметку бабушке и дедушке

  • Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.
  • Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.
  • Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.
  • Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.
  • Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Завершить разговор о конфликтах в школьной среде хочется словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке».

Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов — семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов — ребенке.

03.04.2016 14:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!