СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики на Лето

Нажмите, чтобы узнать подробности

Июнь (1-2 недели)

Комплекс №19

Тема: «Времена года. Лето».

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая гимнастика «На лужайке»

На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке)

Заиграла балалайка.

Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола)

Заплясала Настенька.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз);

Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз);

«Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать передними зубками

Упражнения для языка

«Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);

Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;

«Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5).

«Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую;

«Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.

«Подать состав - убрать состав

Дыхательная гимнастика:

Работа над силой голоса.

Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);

Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

«Самолет»

Полетим на самолете,

Будем сильными в полете.

И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Июнь (3-4 недели)

Комплекс № 20

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики

Упражнение «Каша»

Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке.

Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)

«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)

чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик).

Упражнения для языка

Чередование упражнений «Лопатка» - «Колышек» - «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза)

«Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз).

«Паровоз» (3 раза выкатить состав).

Дыхательная гимнастика:

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)

«Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).

Июль (1-2 недели)

Комплекс № 21

Тема: «Речные рыбы»

Пальчиковая гимнастика:

«Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб-

Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими

руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка» - медленно, 10 раз.

«Грибочек» - 5 раз под счёт от 1 до 5-10.

«Гармошка» - 10 раскрытий рта.

Чередование упражнений «Блинчик» - «Блинчик с вареньем» - 5 раз.

«Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд - тдд - тдд».

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

«Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).

Июль (3-4 недели)

Комплекс № 22

Тема: «Животные жарких стран»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики

Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

Вот верблюд – живое чудо.

Два горба есть у верблюда.

С. Маршак

Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с

загибанием пальцев внутрь ладони.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

Жираф. Сжать пальцы в кулак,

чуть – чуть приподняв мизинец

и указательный палец.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки.

Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох».

Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

Упражнения для языка

Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка»)

Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта.

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).

Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

Психогимнастика. Пластические этюды

Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.

Август (1-2 недели)

Комплекс № 23

Тема: «Инструменты»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед.

А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.)

Повар леща берёт

И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.)

Бросает в котёл поленья.

В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.)

Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)

Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)

И очень доволен он! (Разводят руками.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)

Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».

Упражнения для языка

Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.

Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.

Лошадка (10 раз.)

Гармошка (10 раз.)

Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

«Жук».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

Август (3-4 недели)

Комплекс № 24

Тема: «Посуда. Продукты питания».

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?

Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

25.05.2017 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!