СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД

у младших школьников.

Под термином «универсальные учебные действия» мы понимаем умение ребёнка учиться, т.е. его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых знаний умений и навыков, нового социального опыта.

В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Мы выделяем 4 основные вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные, представляющие особый интерес для нашего исследования.

Сегодня российская система образования переживает реформирование, которое направленно на разработку педагогических моделей, необходимых современному обществу. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и другие специалисты,занимающиеся этой проблемой на практике.

В Стандарте второго поколения подчеркивается необходимость и важность использования учителем самых разных диагностирующих методик, направленных на изучение уровня имеющихся УУД и динамики их формирования. В то же время анализ современных исследований показал, что проблема разработки диагностических методик для оценки коммуникативных навыков младших школьников стоит достаточно остро. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. В современном обществе всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. При устройстве на работу современных молодых людей

наряду с опытом работы, профессиональными навыками, образованием, знанием иностранных языков, просят указывать о себе следующую информацию: творчески инициативен; грамотно отражаю мысли (устно и письменно); умею работать в команде и т.д. Как видно, на первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.Ведь именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

«В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят [1]:

? потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

? владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

? позитивное отношение к процессу сотрудничества;

? ориентация на партнера по общению;

? умение слушать собеседника.»

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

С самого раннего возраста дети начинают общаться и говорить. Когда они поступают в школу они обычно уже обладают целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: на уроках и во внеурочной деятельности дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.

С переходом на ФГОС все обучающиеся начальной школы, проходят диагностику, с помощью которой определялся начальный уровень сформированности УУД, в том числе, и коммуникативных действий. Для определения коммуникативных умений используются самые различные методики

Традиционное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения подразделяются на выяснения целей урока, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Таким образом, деятельность обучающегося, на уроках активизируется. Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. В связи с этим и меняется роль

учителя : из простого транслятора знаний педагог должен стать организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Динамично помогают начать урок такие методы, как: «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала как «Мозговой штурм», «Продолжи», «Деловая игра» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью такой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс обучения.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Исходя из собственных наблюдений я могу сказать, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения также полезна не только в сфере обучения, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Разделение класса на группы можно провести:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. Примерные правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

Эффективность групповой работы также во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

Одной из самых распространенных форм является и работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Задания для работы могут быть следующими:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
  • Обсудите поведение того или иного персонажа сказки
  • Соберите снежинку (технология) из отдельных деталей и т.д.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Можно использовать и живое общение в плавающих парах, когда он сам выбирает себе слушателя. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – встать и пройти по классу, свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

10.11.2015 18:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!