СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые стратегии мотивационного общения преподавателя и студента в современных реалиях работы профессиональной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности в машиностроительной отросли важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. Отсюда следует, что мотивация на приобретение профессионального опыта, формирование личностных качеств студента формируются в процессе его обучения, во время работы с преподавателем или наставником и включает в себя определенные ключевые положения мотивационного общения.

Ключевые слова: преподаватель, общение, воспитание, наставник, студент, обучение, личность, мотивация.

В советской официальной педагогической науке формировался подход, согласно которому под воспитанием и обучением подразумевались разные процессы по содержанию и методам. Отрицалась сама идея того, что обучение и воспитание — две стороны единого педагогического процесса [1]. Известно, что понятие «воспитывающее обучение» ввел в оборот немецкий философ и педагог И. Гербарт (1776-1841).

В четырехтомной «Педагогической энциклопедии» указано: «Воспитывающее обучение — это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. Воспитывающее обучение — дидактический принцип, находящий отражение в содержании, формах и методах обучения» [2].

Методы обучения, фактически являясь методами воспитания, не охватывают все методы воспитания, просто составляют отдельную группу методов воспитания. Например, в учебном заведении существуют методы преподавания и методы организации внеучебной деятельности учащихся. Судя по опыту работы профессиональных образовательных организаций в современных реалиях могу зафиксировать отрицательную этику общения с подростком. Неприемлемое общение в образовательном процессе:

  • осуждение, обвинение подростка (при всех его однокурсниках);
  • конфронтация, противостояние мнению подростка;
  • навешивание на подростка ярлыков;
  • ошибочное оценивание деятельности подростка;
  • неадекватное направление в работе с подростком.

Обобщая изложенное, можно сказать, что глубоко ошибаются те психологи, которые стараются доказать, что обучение не воспитывает, что так думали даже педагоги Древней Греции, Советского Союза [3].

В действительности же, я считаю, что воспитание — это процесс приобретения и потери определенных качеств человеком, который происходит в результате его деятельности. Все личностные качества человека формируются в процессе его деятельности, в которую он включается по разным причинам. Следовательно, мотивация на приобретение профессионального опыта включает в себя следующие ключевые положения мотивационного общения:

  • мотивация к изменениям исходит от подростка;
  • сформулировать и разрешить амбивалентность - это задача как подростка, так педагога;
  • прямое убеждение не является эффективным методом этического общения;
  • стиль общения должен быть спокойным и располагающим;
  • педагог помогает подростку исследовать и разрешить амбивалентность (двойственность);
  • готовность измениться - это нестойкий результат межличностного взаимодействия;
  • отношения между педагогом и подростком носят партнерский характер.

На практике же получаются совершенно обратные явления. Обучение – это самый важный процесс воспитания в учебном заведении, но, к сожалению, в настоящее время оно вообще не рассматривается как воспитание; когда специалисты/аудиторы проверяют результаты обучения, то абсолютно забывают о результатах умственного, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Странно, что во всех методических указаниях, правилах и инструкциях ставится акцент на трех целях урока — образовательной, воспитательной и развивающей, однако при проверке результатов обращается внимание только на образовательную цель.

Несомненно, что мотивация на профессиональное взаимодействие, несомненно, должна быть направлена на:

  • развитие противоречий между позициями подростка через выявление вербальной, мимической, поведенческой амбивалентности в процессе работы профессиональной образовательной организации;
  • участие в профессиональных проблемах подростка;
  • сопереживание и/или эмпатия;
  • поддерживающее (подкрепляющее) поведение;
  • умение найти основания для изменений подростка в профессиональной среде;
  • оптимизм в отношении позитивных изменений;
  • умение преподавателя вовремя вселить уверенность в подростка.

В век технического прогресса студент не может быть подготовлен таким образом, чтобы он мог обладать готовым запасом знаний, пригодных для всех возникающих производственных ситуаций. Эти ситуации в реальной производственной обстановке слишком многообразны. Поэтому важно вооружить студентов знаниями (чтобы на 3 или 4 курсе колледжа студент с уверенностью на дипломном проектировании сказал/-а «Я знаю») для принятия решений в типичных ситуациях. Поставленных целей в обучении наилучшим образом можно добиться путем развития технического мышления и производственной самостоятельности, этому в значительной мере способствует решение производственных задач, выполнение упражнений, работа на практических занятиях под руководством преподавателя.

В заключение хочется отметить, что управлять процессом обучения, планировать и организовывать этот процесс следует таким образом, чтобы обеспечить развивающее воспитание посредством обучения. В действующем регламенте проверки и оценки результатов обучения следует обратить внимание на уровень воспитанности студентов (для начала в рамках среднего профессионального образования).

Список источников

  1. Гартлив А.В. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 4 (32) - 2006.
  2. Моносзон Э.Н. Воспитывающее обучение. - Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М. 1964.
  3. Кумарин В.В. Макаренко и современная школа. - Школьные технологии. 1998. № 5.
Категория: Всем учителям
29.05.2023 10:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!