СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Чему учат нас сказки?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чему учат нас сказки?»

Цели:

-Развивать умение дифференцировать понятие плохих и хороших поступков, ранняя профилактика вредных привычек.

- Формировать здоровый образ жизни, продолжить знакомство с профессиями.

- Развивать речь учащихся, умение высказываться, отстаивать свою точку зрения

Систематизировать знания о русских народных сказках.

Словарная работа: закон, покушение, частная собственность, присяжные, судья, адвокат, прокурор.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки-маски сказочных героев, судейская мантия, карточки с названиями должностей работников юстиции, магнитофон

Ход занятия.

  1. Вступление.

Учитель начинает классный час словами АС Пушкина «Что за прелесть эти сказки! Каждая как поэма» и обращает внимание учеников на иллюстрации сказок, развешанных по классу, предлагает найти то, что объединяет их.

Дети: Все иллюстрации даны к русским народным сказкам о животных.

Учитель: Какую роль играют сказки в жизни людей? Кому рассказывали и рассказывают сказки?

Дети: Сказки рассказывают малышам, чтобы их успокоить или развеселить. В сказках люди мечтали о чудесах.

Учитель: объясните, как вы понимаете значение пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Дети высказывают свою точку зрения.

Учитель: Какой же урок может преподать сказка доброму молодцу?

Дети: Сказка учит добру, правдивости, трудолюбию, правильному поведению,

Учитель: Какие черты характера и поступки героев осуждаются?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Ребята, вы забыли о самых страшных поступках. Вспомните, что сделала Лиса с Колобком? Как это называется?

- Имела ли она право распоряжаться чужой жизнью? Почему же так произошло? В данной сказке, какой урок преподается доброму молодцу? Чего не должен делать ребенок, чтобы не подвергать свою жизнь опасности? В каких случаях рискуют своим здоровьем и даже жизнью ваши сверстники? Какие запреты-предостережения вы слышите от старших, когда идете в школу или гулять?

Совместно с учителем дети на все эти вопросы дают свои объяснения.

Выделяют важность соблюдения правил дорожного движения, где чаще всего дети подвергают себя неоправданному ежедневному риску.

II. Ролевая игра «В суде».

Учитель: Кто из героев народных сказок о животных чаще всего вызывает у вас жалость? Попробуем найти причину его несчастий.

Предлагается одному из учеников выступить в роли Зайчика и рассказать нам свою историю. ( Надевает шапочку зайчика, печально повествует о том, как его неоднократно в разных сказках обижала Лиса, просит наказать обидчицу)

Учитель: Разобраться так разобраться! Куда в реальной жизни можно пойти пожаловаться на обидчика и попросить защиты, справедливости?

-Кто работает в суде? Как вы понимаете работу судьи, прокурора и адвоката?

Выслушиваются и уточняются ответы детей.

- Могут ли принимать обсуждение в рассмотрении жалобы люди, которые не работают в суде? Как их называют?

(Присяжные- люди, которые не знают никого из драчунов или противников)

Из числа детей выбираем судью, прокурора, адвоката и приступаем у слушанию жалоб сказочных героев.

Жалоба 1 Заяц –герой сказки «Лиса и заяц»

Судья - Давайте разберемся, почему же Лисе удалось так легко завладеть домиком Зайца?

Прокурор – Лиса обманом завладела личной собственностью Зайца. Нужно ее сурово наказать!

Адвокат - С какой стати ее нужно наказывать! Он сам виноват! Разве он не слышал, что нельзя пускать в дом чужих людей? Он еще и трусливый! Лиса ему только пригрозила, а он сразу и побежал. Надо бороться за свои права. К тому же он еще и глупый, постоять за себя не может. Не за что наказывать мою подзащитную.

Прокурор - надо ее сурово наказать. Она угрожала жизни не только Зайцу, а и его защитникам. Вспомните печальную историю Колобка.

Адвокат - Но ведь моя подзащитная освободила жилплощадь по требованию Петушка. Кто из вас откроет и пустит в дом незнакомого человека, да еще на диван перед телевизором уложит? Нет желающих? Вот то-то же и оно, а он глупый пустил. Сам виноват, пусть и не жалуется.

Прокурор – Лиса коварная и хитрая, на нее имеются и другие жалобы в суд. Предлагаю выслушать еще одного потерпевшего.

Жалоба 2 Волк- герой сказки «Лиса и волк»

Волк – Мы много лет дружили, но вот на днях меня Лиса подло обманула.

Судья – Прошу изложить свою историю подробно.

Волк – Были у меня трудные дни, приболел я и не мог раздобыть себе питание. Лиса посоветовала мне поймать рыбки –хвостом. Поверил я ей, но ничего не смог поймать, только еще больше промерз, да бабы деревенские меня избили ни за что, хвост оторвали. Плохо мне и обидно. А она еще надо мной издевалась, больной прикинулась. Накажите ее.

Прокурор- Волк получил увечья, послушал лису и поверил ей. Она предала своего друга, подставила его. Предателей надо судить!

Адвокат- Нечего слушать всякие глупости! Он в школе видать плохо учился, каждый ребенок знает, что рыбу ловят удочкой или сетью, если есть разрешение на отлов. Лиса не виновата, что он глупый. Граждане присяжные, кто сильнее Волк или Лиса? Стыдно такому большому и сильному жаловаться. Моя подзащитная может рассказать много интересного про самого Волка. Вспомните историю про несовершеннолетних 7 козлят. Как их кстати звали, вы помните?

Прокурор – Хорошо! А что вы скажите, выслушав еще одну историю?

Жалоба 3. Кот и Петух – герои сказки «Кот, петух и лиса»

Кот и Петух - Господа присяжные и уважаемый суд, выслушайте нас. Мой дружок –Петушок совсем плох! Подлая Лиса обманом выманила Петю из дома и унесла его в лес, хотела его съесть.

Петушок - Чуть не съела меня! До сих пор все косточки болят. Плохо мне!

Прокурор – Лису надо судить, она покушалась на самое ценное- жизнь Петушка. Это самое тяжкое преступление.

Адвокат – Лиса не виновата! Петушок непослушный, жадный на чужое добро. Зачем он выглянул в окошко? Разве, вы Кот, не объясняли ему, что нельзя открывать двери или окна чужим?

Кот – Ох! Объяснял много раз, предупреждал. Любопытный он.

Адвокат – Вот видите! Сам виноват ваш дружок!

Судья – Имеется еще коллективная жалоба по подстрекательство Лисы в разрушении жилища и покушение на жизнь обитателей Теремка.

Жалоба 4. Мышка- герой сказки «Теремок»

Прокурор - Имеются неопровержимые улики против Лисы, как организатора нападения на жилье жильцов Теремка. Лису надо заставить возместить нанесенный материальный ущерб и строго наказать за все ее преступления.

Жалоба 5. Медвежата – герои сказки «Два жадных медвежонка»

Медвежата – Она почти весь сыр наш съела. Она бессовестная. (плачут)

Прокурор – Это просто возмутительно! Вы посмотрите на этих крошек. Как не стыдно обижать малышей!

Адвокат – Я считаю, что не стоит даже заводить разговор о вине моей подзащитной. Жадность надо осуждать. Лиса поступила так с ними в воспитательных целях. Ей надо спасибо сказать. Будет наука им впредь.

Судья – Вызвать сюда обвиняемую. Что вы можете сказать в сое оправдание?

Лиса – Я признаю себя виноватой. Я совершила много плохих поступков, но вы не представляете, как много доверчивых и глупых простаков. В народе говорят, что на ошибках учатся, значит, я смогла многому научить на примере Зайца, Петушка, Волка, Колобка как нужно себя вести в подобных ситуациях. Я по природе своей хищница, об этом не надо забывать! Спасибо тем, кто меня защищал. Прошу, уважаемый суд, простить меня. Обещаю исправиться и вести правильный образ жизни, питаться только овощами и фруктами. Простите меня!

Судья – Дадим Лисе возможность изменить образ жизни, не совершать в дальнейшем правонарушений. А зверятам рекомендуем набираться ума-разума, не прятаться за чужие спины, отстаивать свои права и помнить, что правила существуют для того, чтобы мы их соблюдали.

Присяжные – Мы поддерживаем решение судьи. Если все будут законопослушными гражданами, то печальных историй не будет.

III. Рефлексия.

Учитель – Сегодня герои сказок на своих примерах смогли вам наглядно показать, к чему может привести несоблюдение правил жизни. Надеюсь, что красны девицы и добры молодцы сумели сделать нужные выводы, и будут помнить эти уроки жизни, радости и добра.

«Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации

Список используемой литературы.

  1. И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева

/Обучаем по системе Л.В.Занкова. С 61-63. М. Просвещение 1991

  1. Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова

/ Полезные привычки. С 46-48. Пособие для учителя. М. 2000

  1. В.В. Розанова / Краткий толковый словарь русского языка. С 11, 160

М. Русский язык 1989

4. Русские народные сказки

5 А.С. Пушкин / Полное собрание сочинений. Т. 10 М.1949. С. 108

19.09.2015 17:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!