СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Как избежать конфликтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа на тему: «Общение и конфликты» для учащихся 7А класса

Автор: Шадрина Ольга Николаевна, МБОУ «Мухтоловская СШ №1» Цель: помочь понять важность успешного взаимодействия, научить строить отношения и разрешать конфликты. Задачи: 1.Рассказать о том, что у каждого человека свой стиль общения; 2.Научить золотому правилу общения; 3.Научить избегать конфликтных ситуаций и разрешать конфликты; 4.Освоить навык управления эмоциями. Оборудование: компьютер, проектор, экран Вспомогательный материал: презентация, яркие стаканчики, конфеты разные, стул, платок, рисунки с изображением сказочных героев. Методические приёмы: использование ИКТ, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята в классе рассажены на стульях по кругу. Ведущий: Здравствуйте ребята. Мне хотелось бы сегодня с вами поговорить на тему, а вот на какую подумайте сами…

Ведущий читает притчу.

1.Притча о соревнованиях в лесу. Цель: введение в тему занятия Ведущий читает: «Однажды в лесу звери устроили соревнования по многоборью. Заяц быстро бегал, но не умел плавать; утка хорошо плавала, но не умела прыгать; обезьяна высоко прыгала, но тоже не умела плавать. А медведь как не старался, не мог прыгать в высоту. О чём это говорит? Все звери разные, у каждого свои особенности, не свойственные другим. Нельзя требовать от медведя, чтобы он прыгал, как обезьяна, и плавал, как утка. Так же и люди. Каждый человек неповторим, в мире нет двух людей, во всём похожих друг на друга. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Ведущий: Возникает вопрос: как же такие разные люди могут общаться и понимать друг друга?» Ведущий: Как вы думаете о чём мы будем с вами говорить. Дайте ребятам высказаться. Ведущий: Тема нашего классного часа: «Общение и конфликты» Ведущий: Давайте выполним упражнения. 2.Упражнения «Найди пару без слов» и «Разожми кулак» Цель: показать участникам, что у них есть проблемы с общением. Ведущий просит каждого из участников найти себе пару без слов и сесть вместе. Затем ведущий просит одного из двух зажать кулак, а второму даёт задание – сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал. Обычно ребята начинают с силой разжимать руку. После определённой паузы ведущий подходит к одному из зажавших кулак и любезно просит его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи. Ведущий: Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? Я хотела бы познакомить вас со стилями общения.

3.Стили общения. Цель: рассказать о том, какие мотивы у каждого стиля общения. Ведущий: Посмотрите на слайд презентации Показывается на слайде таблица и она обсуждается с ребятами. Ведущий: А теперь давайте обыграем эти стили общения. Ребята, которые подготовили заранее сценки показывают их в классе своим одноклассникам. 4.Сценки «Стили общения» Цель: рассмотреть стили общения и выявить один приемлемый. Сценка 1. Агрессивное поведение. Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон. 1-я сестра: - Ты что глухая? Сделай тише. 2-я сестра: - Отстань. Нормальный звук. 1-я сестра: - Для тебя, может быть, и нормальный, а у меня аж уши закладывает. Мне надоело слушать одно и то же каждый день. 2-я сестра: - А мне надоело слышать твои обвинения. Сценка 2. Зависимое поведение. Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон. 1-я сестра: - Мне надо сделать очень много домашних заданий. Выключи. 2-я сестра: - Магнитофон мой… Будешь репетировать, не поставишь ни один из своих дисков. 1-я сестра: - А мне родители обещали тоже купить магнитофон, и я у тебя не буду просить. 2-я сестра: - А! Так ты хочешь, чтоб я рассказала родителям, когда ты вчера вернулась и с кем гуляла? 1-я сестра, расстроенная, обхватывает голову руками. Сценка 3. Ассертивное поведение. Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон. 1-я сестра: - Что у тебя за диск? Классная музыка. 2-я сестра: - Тебе правда нравится? 1-я сестра: - Да, вот закончу читать и с удовольствием послушаю. А сейчас сделай, пожалуйста, потише. 2-я сестра: - Ладно, потом послушаем вдвоём. Ведущий: Интересно было со стороны посмотреть на стили нашего общения? Давайте сделаем вывод: каким стилем лучше общаться. Правильно во время общения необходимо использовать ассертивный стиль поведения. Ведущий: Давайте поиграем. 5.Игра «Авария» Цель: показать ребятам, что все мы разные, и каждый воспринимает информацию по-своему. Вторая задача – профилактика сплетен, которые разрушают отношения. Ход игры: попросите 3 ребят выйти из аудитории. Они не должны слышать то, что будет читать ведущий. Прочитайте оставшимся участникам краткую историю. Чтение этой истории должно занять 2-3 минуты. В истории должно быть много ярких подробностей. Попросите зайти в комнату одного из троих ребят, стоящих за дверями. Пусть один участник из аудитории перескажет историю вошедшему. Он должен её выслушать и как можно подробнее рассказать второму, который тоже входит в комнату. Второй участник как можно подробнее должен пересказать её третьему, вошедшему в комнату после него, а затем, тот пересказывает эту историю всему классу. В конце ещё раз зачитывается история. Ведущий: Давайте сделаем выводы. А бывают ли подобные ситуации в нашей жизни? В этот момент дать ребятам высказаться. История Она есть на слайде. На одном из перекрёстков города произошла авария, в которой столкнулись красный «Мерседес», чёрный «запорожец» и велосипедист. Никто не погиб, но 3 человека были серьёзно травмированы. Водитель красной машины, который и создал аварийную ситуацию, сломал руку. Водитель чёрной машины и его пассажиры получили травмы головы. Велосипедист был единственным, кто не получил каких-либо ранений. Однако велосипед был полностью сломан. Полиция прибыла через несколько минут после аварии. За ней приехала «скорая» и даже журналисты, которые рассказали про аварию в газете. Ведущий: Давайте ещё сыграем в интересную игру. 6.Игра «Сказочный герой» Цель: побудить детей общаться, привить навык построения открытых вопросов. Ход игры: один из ребят выходит за дверь. Ведущий показывает оставшимся рисунок с изображением сказочного героя (или известной личности), например, Буратино, Шрека, Красной Шапочки (Майкла Джексона, Димы Билана и т.д.) Водящий возвращается в класс. Ведущий прикалывает ему на спину рисунок, так, чтобы он не видел. Водящий должен отгадать, кто на рисунке, задавая закрытые вопросы ребятам. Рекомендации: ведущий должен рассказать о разнице между открытыми и закрытыми вопросами, сделайте вывод после игры, что для общения и строительства отношений надо уметь задавать открытые вопросы.

Справка

Открытый вопрос

Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «кто», «что», «почему», «сколько», «какой» и т. п.

Такие вопросы позволяют вашему собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если задать вопрос в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вами вопрос.

Открытые вопросы позволяют превратить ваш монолог в беседу. Однако существует опасность того, что вы утратите контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.

Закрытый вопрос

Вопросы закрытого типа – такие, при ответе на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу.

Задавая такого рода вопросы, можно держать беседу под своим контролем. Однако при этом собеседник не может высказать свое мнение или поделиться идеями.

Кроме того, у закрытых вопросов есть ряд отрицательных черт:

  • полученная при ответах на них информация будет поверхностной;
  • два варианта ответа создают впечатление принуждения, поэтому собеседник постепенно будет чувствовать себя все более и более некомфортно, что в конечном счете привет к тому, что он захочет завершить беседу как можно скорее;
  • они приводят к нежеланию собеседника раскрыться и предоставить больше информации.

4. Итоговая часть

На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух вол-ков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на не-сколько мгновений задумался,а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

8.Анкета по проблемам общения. В конце занятия проводится анкета, ребята заполняют её письменно, педагог должен обработать эти анкеты и знать какая картина в его классе по данной теме. Цель: выявить проблемы общения каждого участника и помочь ему в этом разобраться. Анкета ФИО __________________________________________________________ Отметь галочкой, если это про тебя. 1.У меня есть проблемы в отношении с: Родителями Друзьями Учителями Окружающими 2. Я считаю, что конфликты между мною и другими людьми возникают потому, что Меня не понимают Меня обижают Меня недооценивают Меня не любят Ко мне не прислушиваются Я не понимаю Я обижаю Я недооцениваю Я не люблю Я не прислушиваюсь Другие причины: Я не прислушиваюсь Финансовые проблемы Непонимание с родителями Плохие условия жизни в семье 3.Кто виноват в плохих отношениях Между мною и родителями Родители Друзья Учителя Я Другие Другие люди (напиши кто именно) _______________________ ______________________ _______________________ _______________________ Между мною и друзьями Родители Друзья Учителя Я Другие Другие люди (напиши кто именно) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ Между мною и учителями Родители Друзья Учителя Я Другие Другие люди (напиши кто именно) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ Между мною и другими людьми Родители Друзья Учителя Я Другие Другие люди (напиши кто именно) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ 4. Я хотел бы, Чтобы люди относились ко мне С любовью С уважением С пониманием С терпением Добротой Я относился к другим людям с С любовью С уважением С пониманием С терпением Добротой Люди больше всего ценили во мне Добро _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ ______________________ 5. Для достижения хороших отношений с людьми не хватает Мне Сдержанности Уравновешенности Дисциплинированности Умения прощать Честности Порядочности Вежливости Смелости Мудрости Решимости Доверия к людям Людям, с которыми у меня есть проблемы Сдержанности Уравновешенности Дисциплинированности Умения прощать Честности Порядочности Вежливости Смелости Мудрости Решимости Доверия к людям Обществу Мудрости Духовности Ответственности Веры Любви к ближнему В заключении ведущий благодарит ребят за работу и прощается.

19.10.2023 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!