СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие озна­чает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В на­стоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употреб­ляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать осо­бую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником ка­кой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Основоположником «Метода проектов» являются американский фи­лософ и педагог Джона Дьюи (1859- 1952). Он строил свою теорию воспитания как систему, имеющую целью формирование личностей, наи­лучшим образом приспособленных к жизни и практической деятельности. Дж. Дьюи противопоставлял школьной системе того времени, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и из лич­ного опыта ребенка. В школе, работавшей по системе ДЖ. Дьюи, не было по­стоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие задания, которые могли найти практическое приме­нение в жизненном опыте учащихся. Всячески поощряя активность и неза­висимость ребенка, Дьюи сводил роль учителей в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале двадцатого века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была органи­зованна небольшая группа сотрудников, которая стремилась расширить свои педагогические горизонты и, что очень важно, создала устойчивую организа­цию. Основным моментом работы этой организации была идея метода про­ектов, переработанная для соответствующих условий.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в усто­явшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических техноло­гий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой ини­циацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, до­бывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения аль­тернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность уча­щихся, которая связана с решением исследовательской, творческой задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, традиционную постановку проблемы, изучение теории по данной теме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследова­ние, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Следуя Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой, под проектом можно под-разу­мевать специально организованный учителем и самостоятельно выпол-­няемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учаще­гося проблемы, завершающийся созданием продукта; под проектно-ис­следовательской деятельностью — тех-нологию организации образователь­ных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятель-ной деятельности учащегося.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении уча­щимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образова­тельном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно зна­чимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе ис­следовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности уча­щихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разра­ботанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта мо­дель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутст­вующих в любом научном исследовании независимо от той предметной об­ласти, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской дея­тельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования.

На первом уровне исследовательская деятельность в виде отдельных ее элементов организуется на уроке, в учебное исследование вовлечены все учащиеся, формируются основные исследовательские умения, которые тре­буют образовательные стандарты.

На втором уровне происходит развитие этих умений во внеурочных формах работы (факультативы, кружки, мастерские и т.п.).

Третий уровень – индивидуальные учебно-исследовательские про­екты, например, в рамках научного общества учащихся.

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Су­ществует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Это неверно. Детская потребность в иссле­довательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается иссле­дователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятель­ность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы подобрать для каждого возрастного периода начальной школы такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Исследования ведут ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обоб­щении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориен­тировки детей в окружающем мире, для построения прочного знания и сози­дания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отве­чает потребностям активной детской натуры.

Реализация метода проектов в основной школе является наиболее ор­ганичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста. Фактором благоприятным для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой про­ектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо прово­дить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учеб­ного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педаго­гов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми УУД в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени, сфор­мированные специфические умения и навыки (проектирования или исследо­вания) для самостоятельной работы.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем не­обходимым:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специали­сты),
  • информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom ау­дио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библио­теки, выхода в Интернет),
  • отдельное от урочных занятий место (не ограничи­вающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Не­достаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и по­сильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мо­тивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для само­стоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследова­ние, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследова­тельскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), форми­рование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и ис­следовательской деятельности целесообразно проводить не только в про­цессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипо­тезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, плани­рование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проде­ланной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, нахо­дить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение глав­ного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление мате­риалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является обще­ственное признание состоятельности (успешности, результативности). Поло­жительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оцени­вание степени сформированности умений и навыков проектной и исследова­тельской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения про­екта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методи­ками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

03.02.2018 13:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!