СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика развития герундия в английском языке с примерами 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное понимание о герундии сформировалось в течение XVII в. пассивный герундий получает возможность употребляться в сочетании с собственным субъектом действия, выра­женным одушевленным существительным в притяжательном падеже:

We had much of the discourse concerning Lady Thannets being poisoned.; I had not heard of duke Roberts and my Lord Grauens being taken.

Во всех приведенных примерах субъект герундия выражен оду­шевленным именем существительным. Позднее пассивная форма герундия получает способность соотноситься и с неодушевленным субъектом. Однако даже в современном английском языке встре­чаются случаи употребления активной формы герундия там, где по значению высказывания следовало бы ожидать пассивной формы: my shoes want mending; she deserves praising; the film is worth seeing. Во всех этих случаях подлежащее предложения обозначает или неодушевленный предмет, или лицо, не являющееся деятелем: «туфли нуждаются в том, чтобы их починили»; «она заслуживает того, чтобы ее похвалили»; «этот фильм стоит посмотреть».

Выше уже говорилось, что установившаяся соотнесен­ность герундия с субъектом вызвала логическую необходимость появления пассивной формы герундия. Появление же перфектных форм связано с видовой окраской герундия. Закрепление за герун­дием семантики действия, протекающего как процесс (действия, одновременного с действием глагола-сказуемого), вызвало необхо­димость возникновения формы, выражающей действие, законченное ранее действия главного глагола. Есперсен и Керм датируют появ­ление этих форм концом XVI в., как и появление пассива. Однако вплоть до второй половины XVII в. эти формы встречаются еще относительно редко:

Не shall haue cause rather to commend your diligence and dutie in performing this great trust reposed in you, then any way to rep­rehend your slacknesse or remissenesse in haueinge omitted anythinge on your parte.; They were all convicted by their own confessions, and found guilty of high treason, for having prac­tised to surprise his majesty's person with the court.

Малая распространенность перфекта в данный период может быть проиллюстрирована отрывком из другого письма, сообщаю­щего о том же самом событии и совпадающего по датам:

I was not present at the first or second arraignment, wherein Brook, Markham, Brooksby, Copley and the two priests were con­demned for practising the surprise of the King's person, the taking of the Tower, etc.

Можно привести еще целый ряд примеров, иллюстрирующих недостаточную определенность видовой семантики герундия, благо­даря чему, при существующей уже перфектной форме, продолжают еще употребляться простые формы с перфектным содержанием:

Не is very angry with the Constable for marrying his son to a great heir in Anyergne, and so preventing a match he meant to him for one of his own daughters (в современном языке было бы for having married).; His trading here in the city may bring me to the knowledge of the men my son ought money to (современная форма была бы His having traded here).

Из двух типов аналитических форм герундия пассивная рас­пространяется вначале быстрее, чем перфектная. Это совершенно естественно, так как субъектно-предикативные связи несравненно важнее для герундия, чем видо-временные оттенки значения.

В среднеанглий­ском глагольность герундия была значительно менее ярко выражена, чем в ранненовоанглийском. Имелось управление беспредложным дополнением и способность определяться наречием, но еще не было видового и залогового оформления, которое само явилось результа­том развития глагольных свойств. Фактически только способность управлять беспредложным дополнением была ярко выраженной гла­гольной чертой герундия того времени. Эта черта была по своей важности решающей для дальнейшего развития герундия, но она проявлялась только в тех конструкциях, где требовалось беспред­ложное дополнение. Сама эта черта была еще относительно новой и развивалась одновременно с другой характерной чертой — субъ­ектной отнесенностью.

Таким образом, оформление субъекта герундия происходило в такой период, когда развитие его глагольности находилось на наиболее раннем своем этапе. Герундий был еще в сущности отгла­гольным именем с чертами глагольности. Поэтому оформление субъекта герундия могло пойти только по линии, обычной для обозначения деятеля при любом имени, выражающем действие (типа: My brother's arrival), т. е. принять форму родительного (притяжа­тельного) падежа. Такое оформление встречается в ряде языков индоевропейской группы: ср. русское приход Кати, вмешательство отца, фр. 1'arrivee de ma soeur «приезд моей сестры», где предлог de передает значение, эквивалентное значению родительного падежа; нем. des Vaters Abreisen «приезд отца». Таким образом, по форме сво­его выражения субъектная отнесенность английского герундия вна­чале ничем не отличалась от аналогичных конструкций в других языках, где действие рассматривается как принадлежащее субъекту, а субъект оформляется как определение:

In the mannes haldinge his word «в том, что человек сдер­жал свое слово».

Однако развитие глагольных черт весьма сильно изменило соот­ношение глагольных и именных свойств герундия, не уничтожив, однако, его именного характера. Поэтому рядом с формой субъекта, возникшей при герундии-имени,— субъекта, оформленного как при­именное определение,— становится возможной форма субъекта при герундии-глаголе, внешне не отличающаяся от формы субъекта при личных формах глагола:

All ye gates were looked up to prevent ye mob coming in.

Эта возможность реализуется благодаря наличию у английского существительного всего двух падежных форм. Одинаковое падежное оформление подлежащего и дополнения, выраженного именем, делает возможным конструкции, в которых дополнение, не пере­ставая быть объектом по отношению к сказуемому, в то же время приобретает значение субъекта по отношению к герундию:

the fire was occasioned by a Dutch serving-maid laying a sack.

В тех случаях, когда в качестве субъекта герундия выступает личное местоимение, положение было сложнее. В конструкциях типа they will bear with me writing местоимение, управляемое предлогом with, имеет форму объектного падежа, не совпадающую с формой падежа подлежащего. Конструкция «местоимение + герун­дий» могла возникнуть только при наличии форм общего падежа имени с герундием. Развитие же последней, по-видимому, имеет своим источником развитие конструкции с объектно-предикативным членом, выраженным причастием. Предикативизация причастия, связанного с дополнением-именем, и переосмысление его в герундий сопровождается новым членением предложения, выделяющим рас­сматриваемую конструкцию как неделимое в смысловом отношении сочетание. Так, конструкция to prevent the mob/coming in, где coming in — предикативное определение к дополнений» the mob, очевидно была переосмыслена в to prevent/the mob coming in, где coming in — герундий, a the mob —субъект герундия.

Наличие нового членения создает возможность для личного ме­стоимения в объектном падеже войти в данную конструкцию даже при расхождении форм подлежащего и дополнения. Следует, однако, отметить, что местоименная конструкция с герундием встречается значительно реже, чем конструкция именная.

Основным фактором, создавшим возможность переосмысления, является увеличение глагольности герундия. Дополнительным, хотя и немаловажным моментом, является возможность распространить сферу употребления герундия на конструкции с неодушевленным субъектом. После возникновения герундиальной конструкции с субъ­ектом, выраженным общим падежом существительного или объектным падежом местоимения, герундий стал шире соотноситься с субъек­том, выраженным неодушевленным существительным, которое к этому времени утратило форму притяжательного падежа.

20.02.2020 20:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!