СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каким должен быть современный учитель?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника.

В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителям начальных классов необходимо поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Мы должны научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.

При переходе на новые образовательные стандарты учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.

Так какой же он, современный учитель?

На сегодняшний день, учитель перестает быть источником информации.

Современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер.

Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам.

Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов.

Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Для современного учителя его профессия — это возможность самореализации, источник удовлетворения.

Требования ФГОС к современному учителю

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов ООП НОО, которые и прописаны в стандарте НОО. Например:

  • Уметь учиться вместе с учениками
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся
  • Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.

Каким должен быть современный учитель

Набор компетенций для учителя начальных классов определяется федеральным государственным образовательным стандартом, которые одинаковы для любого учителя. Однако есть ряд профессиональных требований, соблюдение которых является обязательным для педагогов начальной школы.

-Постоянное взаимодействие с родителями для обеспечения индивидуального подхода в обучении детей.

-Знание основ коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии, а также совместная работа с логопедом и психологом.

-Развитие личностных качеств учеников, нацеленность на поиск творческого начала в каждом ребенке.

-Классное руководство, реализация основных образовательных программ, ведение методической документации.

-Планирование и организация внеклассных и досуговых мероприятий.

-Пополнение знаний в области воспитания детей и изучение основ семейного образования.

Помимо вышеперечисленных функций, в обязанности учителя начальных классов входит:

-анализ уровня образования детей посредством тестов и проверочных работ;

-регулярная аттестация и подтверждение своей квалификации, а также ее повышение;

-внедрение новых современных технологий преподавания, таких как игровые технологии, проектное обучение, а также ИКТ

Хорошие учителя создают хороших учеников

Михаил Васильевич Остроградский

В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.

Изменились требования к условиям реализации ООП НОО. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися.

Изменился характер деятельности обучающихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Вытекают некоторые проблемы современного стандарта:

* неподготовленность кадров к реализации заявленного в материалах ФГОС системно-деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний;

* необходимость значительного обновления материально-технической базы и учебного оборудования школ согласно требованиям стандарта.

Таким образом, ситуация с введением стандарта является достаточно проблематичной как на уровне его разработки, так и на уровне внедрения в массовую практику начальной школы.

Современный учитель начальных классов должен иметь возможность применять современные технические средства обучения в своей работе должен уметь проектировать программы, быть готовым осваивать стандарты и постоянно повышать профессиональную квалификацию.

К тому же, в связи с введением стандарта нового поколения, в лексиконе работников системы образования появились новые понятия: личностные, предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности, универсальные учебные действия и т.д.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

Показатели

Стандарт старого поколения

Стандарт нового поколения

Роль учителя

Источник знаний

Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер

Учебная задача

Цель, которую ставит учитель

Цель, которую перед собой ставит ученик

Передача знаний

Осуществляется от учителя к ученикам

Знания добываются учениками самостоятельно в ходе индивидуальной и/или совместной деятельности

Отношение родителей к школе

Как к одному из этапов образования – этап подготовки к высшему учебному заведению

Возможность для детей научиться учиться

Результаты обучения

Преимущественно предметные (знания, умения, навыки)

Личностные, метапредметные (УУД), предметные

Материально-техническое оснащение образовательных организаций

Слабое, не достаточное

Школа оснащена всем необходимым, материально-техническая база используется повсеместно и регулярно

Занятие завершается

Выдачей домашнего задания

Рефлексией учебной деятельности обучающихся

Документальное сопровождение урока

Конспект урока

Технологическая карта

Дифференциация целей обучения

Цели обучения одинаковые для всех учеников

Цели обучения различны в зависимости от индивидуальности обучающихся

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Парная, групповая

Цель современного учителя - выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.

25.03.2021 20:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!