СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как заинтересовать школьника английским языком?

Нажмите, чтобы узнать подробности

О.В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Если в тебе есть этот драйв, то он обязательно передастся твоим ученикам. И только тогда вы сможете работать вместе, продвигаясь к заветной цели научиться общаться на иностранном языке и испытывать от этого радость, удовлетворение, самоуважение.

Безусловно, материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работу с ним надо организовать так, чтобы упражнения превратились в речевую ситуацию, выполнялись бы в форме игры. Наша задача — вызвать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. В этом и заключается роль учителя: «разбавить» материал, внести что-то своё, поменять установку.

Учитель, желающий научить своему предмету, имеет свои творческие находки, приёмы и способы организации учебного процесса. Я бы хотела остановиться на тех, которые я использую в своей работе.

1. Можно не просто повторять за диктором 20 слов, имитируя фонетическую зарядку, а разбить их на группы и работать по такой схеме: сначала слушай и повторяй за диктором, а потом прочитай, как диктор на TV, как робот и т. д. 2. Приём «полёт в космос». Установка: полёт в космос — дело ответственное. Ошибок и недочётов быть не должно. На самую отдалённую от Земли орбиту выйдут только подготовленные и знающие космонавты, то есть те дети, которые в хорошем темпе, с правильным произношением и интонацией прочитают текст (учитель рисует Землю и пять околоземных орбит). Итак, пять орбит, пять космонавтов. Желающие — к доске. Оставшиеся на местах — члены приёмной комиссии.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же приём длительное время невозможно, так как от него устают и дети, и учитель. А новая установка, как заряд бодрости, позволяет активизировать каждого.

Да, трудно в течение 40 минут поддерживать у учащихся заинтересованность, желание трудиться, огонёк в глазах. И опять возникает вопрос: как добиться такого результата? В своей работе я использую следующие приёмы:

  • Можно предложить детям не просто описывать свою комнату, а побыть в роли инопланетянина, заглянувшего туда, чтобы передавать информацию на летающую тарелку (тренировка оборота there is / there are).

  • Если не расшифруем слова, не узнаем, куда пропал … (назвать объект).

  • Рассказ с ускорением, используя картинки с предметами разного цвета: медленно — средне — быстро — быстрее — убираем картинки, например:

A black, black, black cat, A grey, grey, grey rat, A red, red, red car, A bright, bright, bright star.

  • Приём «колесо». Задача — подобрать синоним к слову, которое находится в центре колеса. Цель — расширить словарный запас.

Учителю следует привлекать внимание учащихся к самому языку, например: «Послушайте, как красиво звучит слово», «Какое слово вам больше всего нравится?», «Посмотрите, как интересно образуются новые слова», «Вы обратили внимание, в каком значении автор использовал… (назвать знакомое слово)?»

Стремление увеличить количество слов, которые усваиваются учащимися, — одна из тенденций в преподавании иностранных языков. Бытует мнение, что чем больше слов знает ученик, тем шире будут его речемыслительные возможности. Но данные психологии и патопсихологии, науки, изучающей расстройства психических процессов, говорят о другом.

Богатый словарный запас сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемыслительной деятельности. В психологических исследованиях описаны случаи, когда, обладая большим словарным запасом, ребёнок был не в состоянии пересказать сказку. Следовательно, словарный запас не самоцель. Он должен формироваться не изолированно, а в ходе речемыслительной деятельности, в единстве с ней.

Некоторые учителя-предметники считают, что иностранный язык не учит мыслить, что происходит просто механическое запоминание. Это, конечно, не так. Среди функций ИЯ как предмета в стандарте образования выделяется общеобразовательная функция, в состав которой входит развитие мышления. А мышление и речь взаимосвязаны. Нет мысли — нет речи. Овладение языком неразрывно связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, умозаключение. Сегодня очень важно научить детей мыслить. Наши ученики должны не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. И опять вопрос: как это сделать?

Во-первых, нужно поощрять готовность учеников быть открытыми. Во-вторых, давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы.

В-третьих, принимать разнообразные идеи и мнения. В-четвертых, работать в сменном составе, что позволяет развивать навык общения. И, наконец, учитель на уроке не может и не имеет права быть равнодушным.

Для развития речемыслительных процессов великолепно подходят креативные методики. Например, технология, созданная Эдвардом де Боно, «6 шляп мышления». Этот метод позволяет помогать ученикам рассматривать и обсуждать проблемы с разных точек зрения зрения. Белая шляпа, The White Hat, называет факты. Красная шляпа, The Red Hat, взывает к чувствам, выражает эмоции. Черная шляпа, The Black Hat, предупреждает и заставляет критически думать. Желтая шляпа, The Yellow Hat, говорит только о преимуществах, исследует позитив. Зеленая шляпа, The Green Hat, выражает альтернативу, новые идеи, возможности. Синяя шляпа, The Blue Hat, вносит уверенность. Эта технология делает дискуссию более рациональной и, более того, я считаю, что анализировать проблему по категориям интересно.

Приём «круги на воде» активизирует знания учащихся и их речевую активность. Опорное слово, изучаемое понятие или явление записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Это небольшое исследование можно начать в классе, а продолжить дома.

Создание необычной речевой ситуации привлечёт ребят к работе. Можно попросить учащихся дать объяснение какому-нибудь необычному поступку, например: “You were climbing out of your bedroom window.” Приём «незаконченных предложений» также развивает мыслительную деятельность учащихся.

Успешно проходит урок, на котором детям предлагается познакомить зарубежного друга с русским народным творчеством, например, рассказать русскую народную сказку на английском языке.

Есть много и других приёмов, которые развивают умение выражать мысли на уроке. Просто их надо искать.

Учителю, который хочет научить мыслить, необходимо следить, чтобы учащиеся получали знания и могли использовать их в реальной жизни, а не просто воспроизводить на уроке.

Но если некоторые дети молчат, это еще не значит, что они ничего не усваивают. Психологи уверяют: немного терпения, доброжелательная обстановка — и его «прорвёт»!

09.09.2020 13:39


© 2020 200

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!