СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как влияют физкультурные занятия на развитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Клинический диагноз сказывается не только на речевом развитии детей, но проявляется в их соматической ослабленности и замедленном развитии локомоторных функций. Им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Для успешной коррекции речевых нарушений немаловажное значение имеет - физическая культура

Диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат.

Изучая различные формы работы, с детьми, я раскрыла для себя совершенно новую методику мозжечковая стимуляция на балансировочной доске рокерборде. Слово «Рокерборд» кроет в себе незатейливый перевод с английского «rocker» - коромысло, «board» - доска [3].

Рокерборд – тренажер мозжечковой стимуляции, способствует физическому и умственному развитию ребенка с первых лет жизни.

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания.

Упражнения для мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребёнка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие.

Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений на рокерборде позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Работа проводилась в 3 этапа: 1 этап –знакомство с рокербордом. Занятия начинали с самых простых упражнений на удержание равновесия. Все упражнения дети выполняли с моей страховкой.

Когда дети освоили рокерборд, начала использовать его в общеразвивающих упражнениях и играх.

Представляю вашему вниманию упражнение с мячом су-джок. Я проговариваю стихотворения и показываю, дети повторяют за мной.

Су –Джок терапия - одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Упражнение отбивание мяча от пола, стоя на борде.

Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки»,или, наоборот, «руки крюки».

Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, передавать, надо уметь его ловить, выбивать. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ

Дети сидя на коленях, перекатывают мяч друг другу по борду.

Это упражнение, не из легких. Надо мяч передать в руки своего напарника, рассчитать силу толчка.

Игра «Передай мяч по кругу»

Балансируя на борде, дети передают мячи по кругу, правой рукой принимают, левой передают.

Эта игра способствует развитию координации, удержания равновесия, работа в коллективе.

Следующее упражнение отбивание мяча от пола, стоя на борде.

Балансируя на борде, ребенок отбивает мяч двумя руками.

Это упражнение помогает улучшить работу вестибулярного аппарата развивает чувство тела в пространстве. Также влияет на укрепление мышц стабилизаторов помогает легче удержать и возвращать равновесие.

Игра «Передай мяч по кругу»

Балансируя на борде, дети передают мячи по кругу, правой рукой принимают, левой передают.

Эта игра способствует развитию координации, удержания равновесия, работа в коллективе.

Игра «Мы мне, я тебе»

Сидя на полу передают одновременно мячи друг другу.

Занятия на рокербордах помогают

- развить баланс, вестибулярный аппарат и чувство равновесия, владеть своим телом, ориентироваться в пространстве.

- дают хорошую физическую нагрузку на детский организм, поскольку во время упражнений задействуются разные комплексы мышц.

- Регулярные упражнения формируют ровную осанку, повышают ловкость, способствуют хорошей растяжке, укрепляют мышечный корсет

- Повышение выносливости, силы и координации уже после первого упражнения.

-Чувство баланса и умение держать равновесие очень важно для развития крупной моторики ребёнка. В свою очередь крупная моторика тесно связана с речью малыша.

«Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.» Рене Декарт

Категория: Физкультура
16.11.2023 14:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!