СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мы в колледже творчество Чехова изучали или «Что такого в этом Чехове?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К концу изучения литературы в колледже редко кто отважится сказать вслух, что эта несовременная классика в наше время никому не нужна. Возможно, из уважения ко мне, допускаю. Вот скажешь преподавателю истинную правду, а зачет потом как сдавать? Поэтому особо резких споров на эту тему не возникало, пока один дотошный спорщик все-таки не высказался: «Нет, ну я всё понимаю: Толстой написал историю 1812 года, Достоевский раскрыл психологию преступления, я даже, блин, Базарова запомнил, потому что он, как и я, не признавал Пушкина, но вот за что любить Чехова? Ведь пишет же ни о чем!» Гневная тирада прозвучала после того, как я сказала, что начинаем изучать творчество Чехова, моего любимого писателя. Договорились так: я на уроках даю как можно больше аргументов в пользу Чехова, а студент в конце обоснует свое мнение, положительное или отрицательное.

Подробно рассказала про путешествие на Сахалин, попросила подумать, для чего Чехову нужна была эта поездка, если он уже был знаменитым писателем. Чувствую, лед тронулся, но только чуть-чуть. Сменила тактику – прочитала отрывки из писем Чехова к Лике Мизиновой. «Золотая, перламутровая и фильдекосовая Лика!», - ожидаемо вижу усмешки и непонимание. Конечно, ваши смс-ки девушкам куда поэтичней! «Ну, до свиданья, кукуруза души моей. Хамски почтительно целую Вашу коробочку с пудрой и завидую Вашим старым сапогам, которые каждый день видят Вас». Молчание. Один студент попросил повторить «кукуруза души моей» и записал фразу в конспект. А вы как обращаетесь к девушке, которая вам нравится? Хихиканье. Предлагаю на следующий урок выписать чеховские обращения, а желающим написать письмо к возлюбленной. Загудели.

На финал оставила «Вишневый сад», с сюжетом разобрались быстро, а вот кто такой Лопахин, плох он или хорош, нужны ли такие парни России, говорили долго: «всё равно бы вырубили», «время такое», «какой толк от воспоминаний, если сейчас плохо», «все говорят, а Лопахин делает». Тут один парень говорит тихо так, спокойно: «У нас на даче кедр растет, его прадед посадил, когда после войны участок дали от завода. Так вот, если бы этот кедр кто-то захотел вырубить, я бы его убил». Но самое интересное пряталось в финале пьесы. Кто читал, помнит, что когда на сцене остается один Фирс и занавес закрывается, то раздается звук… лопнувшей струны. Я включила этот фрагмент спектакля. И весь Чехов стал понятным и близким. «Что вы чувствуете, когда слышите этот звук?» Перебивая друг друга: боль, тоску, отчаяние, крик души, хочется плакать, комок в горле, ничего не вернуть, прощание… На мое счастье, спорщик оказался музыкантом. На следующей паре раза четыре он рвал струны на гитаре, а мы слушали это как настоящую музыку. Вот через этот звук лопнувшей струны он и понял, за что можно любить Чехова. Душа, любовь и жизнь в одном звуке – кто еще так сможет? Вадим спор проиграл, но на самом деле он выиграл. Спасибо, Антон Павлович!

Категория: Литература
28.11.2023 14:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!