СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как изменилась методика преподавания в школах с переходом на дистант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты всероссийского исследования Яндекс.Учебника

За последние три недели в информационном поле было опубликовано сразу несколько больших исследований, посвященных дистанционному образованию в России. Большая часть из них отмечала технические сложности, возросшую нагрузку на учителей, а также увеличение частоты использования различных edtech-платформ. К сожалению, как и для каких задач используются онлайн-платформы, и что именно оказалось сложнее всего перенести в онлайн, осталось за кадром. В нашем исследовании мы сфокусировались на методических изменениях в структуре образовательного процесса после его вынужденного перевода в Интернет.

Дизайн исследования

МЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ

Как изменился образовательный процесс при переходе на дистант с методической точки зрения?

Как цифровые и нецифровые инструменты помогают учителям достигать различных педагогических целей?

МЫ ОПРОСИЛИ

5 063 учителей

3 306 учителей заполнили онлайн-анкеты.

1 757 учителей ответили на вопросы в телефонных интервью.

НАШИ РЕСПОНДЕНТЫ

Что мы узнали

О ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Учителя комбинируют цифровые и нецифровые инструменты

Почти все опрошенные учителя (97%) регулярно используют цифровые инструменты в дистанционной работе: выдают задания на платформах с автоматической проверкой, проводят видеоуроки или выдают готовые. При этом 94% учителей продолжаются пользоваться нецифровыми инструментами: задают тексты и задачи из учебника, посылают ученикам дополнительные печатные материалы.

Выбор инструментов не зависит от стажа и размера школы — самые разные школы и учителя используют онлайн-практики на равных

Нет статистически значимых различий по предметам: методически все сталкиваются с похожими проблемами.

О НАГРУЗКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Нагрузка учителей выросла без роста количества заданий

Количество заданий, которые получают ученики, в среднем, не изменилось. Зато нагрузка учителей возросла. Одна из причин — увеличение контактов с родителями. В начальной школе 86% учителей указали, что контактов с родителями стало больше. В средней школе этот факт отметили 70% учителей.

О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В младшей школе сильнее пострадали диагностика и контроль, в средней и старшей — отработка и повторение материала

С переходом на дистант в начальной школе уменьшилось количество уроков, направленных на диагностику и контроль знаний. Это отметили 50% учителей. 36% учителей снизили изучение нового материала. В средней и старшей школе у 42% учителей стало меньше уроков на повторение и обобщение, у 43% снизилась отработка материала.

Разные инструменты — для разных целей

Самые универсальные инструменты дистанционной работы — распечатки заданий и платформы с автоматической проверкой. Они подходят для всех педагогических целей. Собственные видеоуроки учителя проводят в основном для введения нового материала. Редко — для диагностики и контроля. Это можно объяснить тем, с тем, что в школах не проводят онлайн-контрольные под присмотром как в университетах.

Готовые видеоуроки используются для введения нового материала и обобщения

Школьные учебники подходят для всех целей кроме контроля. Вероятно, из-за наличия готовых домашних заданий в интернете.

Видеоуроки полезны для отработки нового материала

Исследование выявило связь: чем больше учитель ведет видеоуроков, тем меньше у него падает объем нового материала. В некоторых случаях наблюдается даже рост.

Но видеоуроки — не панацея

Регулярно ведут видеоуроки лишь 32% опрошенных учителей. Чаще это жители городов.

Более доступный и массовый инструмент — платформы с автоматической проверкой. На дистанционке их используют 88% учителей.

Онлайн-платформы с автоматической проверкой используют для всех педагогических целей, включая введение нового материала.

Что мы заметили по нашей платформе Яндекс.Учебник

Учителя стали выдавать больше контента, связанного с основной программой

Доля выдач из развлекательных или дополнительных тем снизилась на 10 процентных пунктов. На 10–20 процентных пунктов выросла доля занятий, выданных из готовых подборок по актуальным темам.

Количество выданных занятий увеличилось в 2 раза

Доля детей, приступающих к выданным занятиям, увеличилась на 10 процентных пунктов. Дети стали чаще решать задания Яндекс.Учебника в будни.

Что нам рассказали учителя

О ТРУДНОСТЯХ

«И преподавателю и ученикам не привычно такое обучение, поэтому приходится учиться всем вместе».

Проблема 1. Технические сложности Не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности.

«В нашем селе нет достаточного доступа к сети Интернет, поэтому приходится вставать в 5 утра, чтобы отправить задания на день. Ложиться спать тоже поздно, чтобы получить и проверить. У многих детей нет компьютера».

«Не удалось перенести [в дистант] фронтальную работу. В нашем населенном пункте очень слабый интернет, плюс многие дети не имеют компьютеров, работают со смартфона и пользуются мобильным интернетом, скорость которого ужасна».

«Чаще всего приходится общаться в формате чата. Нет достаточных технических возможностей для проведения видеоконференции в режиме реального времени, как у моего оборудования, так и у оборудования учеников. В реалиях жизни у многих очередь или на пользование компьютером, или ожидание момента, когда родители вернутся с работы и раздадут интернет».

Проблема 2. Дети не могут пользоваться устройствами Даже при наличии технических средств, не все дети могут их использовать. Приходиться ждать родителей с работы и подстраивать обучение под их расписание.

«Я работаю в 1 классе, поэтому дети абсолютно не владеют навыками работы онлайн. Все изучают только тогда, когда рядом родители (у которых разный режим работы)».

«Многие дети сидят с бабушками, которые плохо умеют работать с компьютером. Пришлось выбирать время онлайн уроков удобное для большинства родителей, а не урочное».

Проблема 3. Не хватает живого общения Педагоги скучают по возможности увидеть своих ребят вживую.

«Настоящее живое общение и моментальную реакцию ребенка и учителя ничто не заменит. Из-за технических накладок сейчас общение стало более формальным. Это и является наиболее сложным».

«Очень важно видеть самих детей, их глаза и вести живое общение. Даже в режиме видеосвязи не у всех есть возможность общаться посредством голоса».

Проблема 4. Трудно контролировать выполнение заданий Еще одна проблема заключается в том, что не все дети ответственно подходят к выполнению заданий. Дети больше списывают, пользуются шпаргалками. Учитель из дома не может проверить, кто делал задание: сам ученик или родитель.

«Дети очевидно списывают друг у друга, из интернета, им решают родители или кто-то ещё. Объективную оценку полученным знаниям дать невозможно».

«Самое плохое в дистанционном обучении — повальное списывание (в интернете, у одноклассников, которые уже выполнили задание и получили отметки) и выполнение заданий родителями или другими взрослыми. При очном обучении такое тоже было, но там хоть на уроке можно было заставить работать, сейчас нет».

Проблема 5. Увеличилось время за компьютером В условиях дистанта время, которое учителя и ученики проводят за компьютером увеличилось в несколько раз. Педагоги отмечают, что от этого сильно устают глаза и падает зрение.

«Многие мои коллеги, и я в том числе, признались, что зрение упало, глаза к вечеру страшно болят».

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ

«За период самоизоляции я узнала очень много нового об онлайн-образовании и многое мне очень нравится».

Преимущество 1. Платформы с автоматической проверкой Подобные сервисы учителя могут использовать для выдачи домашних заданий.

«Думала об этом. Останется использование ресурсов с автоматической проверкой».

«Продолжу использовать платформы, где задания проверяются автоматически».

Преимущество 2. Готовые видеоуроки Видеозаписи уроков оказались полезным инструментом — их можно использовать для повторения материала и изучения простых тем.

«Рекомендую использовать видеоуроки и дома для дополнительного закрепления. Очень полезная вещь для некоторых обучающихся, которым надо повторять неоднократно».

«Яндекс.Уроки — очень понравились уроки, особенно преподаватели — умные, интеллигентные. Сами видеоуроки насыщены дополнительной интересной информацией».

«Видеоуроки для самостоятельно изучения простых тем»

Преимущество 3. Разнообразие онлайн-платформ Учителя отметили позитивный опыт использования разных образовательных платформ. Педагоги собираются пользоваться ими и дальше.

«Яндекс.Учебник! Бесплатно, и учебный материал подобран более реально, чем на других платформах».

«Буду продолжать пользоваться учебными онлайн-платформами: Учи.ру, Яндекс.Учебник. Благодарна всем, кто создали эти образовательные ресурсы».

«Для себя открыла много очень полезных электронных ресурсов: видеоуроки на Фавурок, ЯКласс, РЭШ. Я пользуюсь данными платформами, надеюсь, и продолжу работу в данном направлении».

Преимущество 4. Домашнее обучение и пропуски Элементы дистанционного обучения можно использовать для детей, которые находятся на домашнем обучении и для учеников, которые пропускают занятия из-за болезни.

«Буду продолжать работать дистанционно на Яндекс.Учебнике с детьми на домашнем обучении или пропустившим занятия».

«Я думаю, можно будет использовать режим видеоконференций для детей, которые болеют долгое время».

Преимущество 5. Закрепление материала Учителя отметили, что собираются использовать онлайн-инструменты для закрепления и повторения пройденного материала.

«Когда мы вернемся в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо детям. Что я буду применять? Материал на закрепление — обязательно!»

«В школе у нас оборудованный кабинет информатики с хорошим интернетом. Обязательно буду использовать ваши задания на закрепление».

Рекомендации

Переход на дистанционное обучение оказался неожиданностью для многих учителей. Педагогам пришлось срочно перестраиваться на новый формат работы, подбирать инструменты и искать материалы. Эта ситуация показала нам, что нужно внедрять онлайн-платформы в структуру образования вне карантина.

Технические трудности неизбежны в дистанционном формате. Чтобы легче с ними справляться, учителям нужен опыт работы с цифровыми инструментами. Поэтому обучение учителей должно быть сфокусировано на работе с цифровыми инструментами и дистанционным форматом. Также — на умении подбирать цифровые инструменты под методические цели.

Изменение структуры образовательного процесса во многом связано с ограниченным функционалом онлайн-платформ. В первую очередь, необходимо адаптировать сервисы для диагностики и контроля знаний, а также для введения нового материала.

ЯндексУчебник

Категория: Всем учителям
15.01.2021 17:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!