Старайтесь воспитывать так, чтобы ваш воспитанник не имел со временем нужды в вашем воспитании, т.е. чтобы он постоянно все более и более приобретал способность быть собственным своим воспитателем.
П.Г.Редкин
Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. В педагогическом пространстве сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. Мне кажется, что роль современного педагога-воспитателя состоит в том, чтобы сделать это столкновение поколений менее заметным, а лучше незаметным вообще.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Я считаю, что моя задача как педагога – помочь ученикам стать конкурентоспособной личностью, умеющей реализовать себя в жизни, стать успешным в современном обществе, быть полезным своей стране. Для решения поставленной задачи мне просто необходимо обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого подростка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. А индивидуальность – характерная черта самостоятельной личности, а личность – это, как правило, Человек.
В своей работе я стараюсь придерживаться правила « 3 Д: доверие + доб-рожелательность + диалог» – эта формула характеризует отношения между детьми и взрослыми. Также, работая с классом или отдельным воспитанником, я всегда вспоминаю слова известного педагога Н.Б.Крыловой: « Основной критерий педагогической поддержки – наш постоянный внутренний вопрос себе: хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?».
Важными правилами в работе учителя я считаю:
- любовь к ребенку, умение видеть и слышать, сопереживать;
- умение говорить по-товарищески;
- уважение достоинства ребенка, вера в него, понимание его интересов;
- готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;
- поощрение и одобрение самостоятельности ребенка;
- готовность быть на стороне ребенка, выступать в качестве его защитника;
- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить свою позицию и оценку/самооценку.