СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качество современного образования хромает на обе ноги?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему школы выпускают необразованных учеников.

Еще каких-то 25 лет назад Советский Союз, а значит и Россия в его составе, считался самой читающей страной в мире. любой советский школьник (даже двоечник) мог без запинки сказать не только, кто такой Ленин, но и перечислить несколько писателей, поэтов и художников. Не путались дети и в названиях стран и их столиц, они знали классику (пусть даже благодаря кинематографу и телевидению) и в качестве развлечений разгадывали кроссворды, ребусы и играли в города. Ведь компьютеров, планшетов, смартфонов и интернета тогда не было.

Мы все были записаны в библиотеки (некоторые сразу в несколько), стояли в очереди на толстые журналы, в которых печатали разные революционные по тем временам произведения, типа «Архипелага ГУЛАГа» Солженицина или «Детей Арбата» Рыбакова. Пусть потом эти книги стали считаться спорными, для нас тогда они были целым открытием. Мы конспектировали на уроках и лекциях, готовились к экзаменам в читальных залах все тех же библиотеках, и умели разговаривать друг с другом. А еще у нас были дневники, толстые тетрадки со стихами и гитары с аккордами и дворовыми песнями. А что есть у наших детей? И почему многие из них в свои 14-15-16-17 лет не знают и 30% того, что знали мы? Кто в этом виноват? Мы, родители, или падение качества образования? Видимо все вместе. Но все же попробуем найти более подробные ответы на извечные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?».

Интернет снижает качество образования

Помните (те, кто помнит по возрасту), как мы раньше готовили рефераты, которые нам тоже задавали (для подрастающего поколения — реферат это тот же проект)? Да-да, мы искали нужную информацию в книгах. Библиотечных, домашних, у друзей и знакомых. Учитель, задавая реферат на 7-10 страниц, знал что на 90% ученик будет писать его сам (10% оставляем на старших братьев, сестер и товарищей с рефератами на аналогичные темы). Что сейчас понимает буквально каждый учитель, задавая ученику сделать проект? Что на 90% ему принесут работу практически полностью скопированную из интернета. И распечатанную на принтере. Улавливаете разницу?

Наше поколение, даже переписывая куски из книг или списывая чужой реферат, переписывало его от руки. При этом часть информации все же попадала в голову и задерживалась там. Сейчас нажатием нескольких кнопок можно получить готовую работу, даже не зная ее содержания. То есть, человек, который «написал» проект, допустим, про жизнь и творчество Айвазовского, может потом, спустя несколько лет спросить:

А это писатель такой?

И это не шутка. Одна молодая доктор из Санкт-Петербурга имеет именно такое представление о великом маринисте. А что же учителя? Они не заинтересованы в знаниях своих учеников. Главное — качественные работы. А каким способом они сделаны, и как повлияли на образование, не так важно. В конце концов, для сдачи тех же ЕГЭ не нужно дополнительных знаний, пригодятся узкоспециальные по выбранному предмету. А ведь еще не так давно молодежь мечтала быть «как звезда» пятиконечной и разносторонней, и именно школа этому содействовала.

Говорить о грамотности, которую также «ворует» интернет, не будем. Ведь у неграмотности есть и другие причины.

Чтобы хорошо учиться, читать не обязательно

Да, современные дети мало читают. Читающий ребенок большая редкость в наше время и радость для родителей. Большинство же не читают даже обязательные «программные» произведения. А зачем? Если все в том же интернете есть множество «лайт-версий» всех классических произведений. Например, «Война и мир» Толстого умещается на 2 листах, вместо 4-х томов. Знают ли об этом учителя? Ну конечно, ведь у них тоже есть интернет. Могут ли он отличить того ученика, который реально читал, от того, кто пробежал глазами краткое содержание? Тоже, вне всяких сомнений. Так почему же они ставят хорошие оценки и тем и другим, за написание тех же сочинений? Да потому, что формально все нормально. Ученик знает, о чем идет речь. И этого достаточно.

А ведь если человек не читает, он не расширяет свой словарный запас. И грамотно писать может только при безусловном знании правил и врожденной грамотности. Чтение способствует зрительному запоминанию. Поэтому читающий человек всегда делает меньше ошибок.

Учебники — источник дохода

Те, у кого есть дети, отлично знают, как выглядят современные школьные учебники, и что в них написано. Например, я не могу без слез читать Окружающий мир. А ведь дети по нему учатся. Многие учителя не утруждают себя дополнительными пособиями и придерживаются той информации, которая дана в учебниках. А учебники пишут, утверждают и переиздают. Авторы получают многотысячные гонорары. И опять переписывают. С каждым разом все упрощая и упрощая.

Для чего упрощать? Для улучшения показателей. В учебниках становится больше картинок, а текста меньше. Он становится проще и примитивнее. Зато запоминать проще (вроде бы). А не деле нет глубокого понимания. в погоне за тем, чтобы сделать учебники привлекательнее внешне, их составители забывают о подаче материала. А ведь когда-то у нас были отличные учебники. И именно их сейчас рекомендуют многие репетиторы в качестве дополнительно материала по предметам. Так почему их нельзя переизадать для современных школьников. Ответ очевиден — современные чиновники с педагогическим образованием и учеными степенями тоже хотят заработать.

И все бы ничего, но в этих книгах множество опечаток и откровенных ошибок. Некоторые задачи поражают воображение условиями. Почему нельзя навести в этом порядок? Видимо потому, что на это уже нет ни денег, ни желания что-то менять. Логика сейчас такая — кто хочет и чьи родители могут, сами получат недополученные знания. А для остальных и так сойдет. Тем более, что есть ЕГЭ, который вроде бы должен отсеивать неграмотных выпускников и ограждать от них вузы. Но на деле все получается не так. И мы уже можем наблюдать поколение специалистов с высшим образованием, не имеющих представления о том, чем знаменит Ломоносов, кто такой Айвазовский, кто написал «На дне» и где находится Адыгея.

09.07.2019 07:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!