СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С Рождеством Христовым!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Страницы истории

Давным-давно Новый год на Руси назы­вали Колядой и праздновали после самой длинной ночи в году. Эту ночь называли Карачун, что на древнеславянском языке означало «смерть». Славяне верили, что в эту ночь солнце умирало. Утром, по пове­рьям, солнце рождалось заново. Праздник начинался с хоровода вокруг костра. Счи­талось, что это помогает солнцу сиять ярче, приближая весну и лето. Так начинался Новый год. От костра зажигали большое колесо, которое закатывали на гору, сим­волизируя восходящее солнце. Огонь на лучинках и факелах разносили по дворам. Именно тогда и начинались колядки.

Ряженые представляли себя душами умерших предков, которые, по поверьям, приходили в этот день, чтобы пожелать всем счастья в будущем году. Взамен огня и добрых пожеланий молодёжь просила пирогов, пятаков и всего, чем можно на­крыть стол для веселья. Считалось, чем щедрее одаришь Коляду, тем богаче будет урожай в наступившем году.

*

Традиции и обряды

Канун Рождества – сочельник. Тихий семейный праздник. Уже с утра украшали дом и ставили рождественскую ёлку. Под скатерть обязательно подкладывали соло­му – как напоминание о том, что Иисус родился в овине. Сочельник был послед­ним и самым строгим днём Рождественского поста. Весь день ели только сочиво – кашу из пшеничных зёрен. Иногда её приправляли мёдом или изюмом. Все ждали Вифлеемской звезды.

После этого садились за праздничный стол, на который по традиции выставля­ли 12 блюд – поросёнка или утку в ябло­ках, борщ, пироги, рыбу. Всё самое луч­шее и самое вкусное. Одна хозяйка стара­лась перещеголять другую.

За полночь или рано утром по дворам начинали ходить колядовщики. Нужно было откупиться, иначе можно было на­кликать беду на весь год. С Рождества на­чиналось самое волшебное время – Свят­ки. Девушки гадали на женихов почти две недели – до самого Крещения.

*

Православная кухня

Пшеничное сочиво

500 г. пшеницы, 2/3 стакана мёда, 1 стакан ядер грецких орехов, 1 стакан изюма, 1/2 стакана мака, 1/2 стакана сахарной пудры.

Пшеницу отварить и дать после этого остыть. Мак истолочь и сварить в под­слащённой воде. В остывшую пшеницу добавить изюм, грецкие орехи, мёд, сваренный мак. Всё перемешать и пос­ле сложения в форму присыпать сверху сахарной пудрой.

*

Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его с палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: «Бог, благослови дом и всё, что в нём, – скот, камни и дерево! Пусть всё в нём будет в изобилии – мясо, постели, одежда и здо­ровье!» А после этого требовали от хозяев гостинцев за свою «работу», и те с радос­тью их одаривали. Попробуй не одари та­ких – обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.

Старшее поколение тоже не скучало: старики вспоминали и рассказывали обычаи, бабы и девки гадали.

Что дарили на Рождество?

Всё. Каких-либо особых норм на этот счёт не существовало. Так, например, из­вестно, что на именины, Рождество, Пас­ху царским дочкам обычно дарили по од­ной жемчужине и одному бриллианту. Та­ким образом, к совершеннолетию у каж­дой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. На рождение дарили образки тезоименных святых.

К концу XIX века возникла традиция дарить открытки. В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественс­кую открытку, тысяча экземпляров кото­рой была продана в тот год в Лондоне.

Первая поздравительная открытка по­явилась в России к Пасхе в 1897 глду, и уже через пару лет рынок был завален сотня­ми разнообразных рождественских и пас­хальных открыток.

К зимним праздникам открытки печа­тались с тремя типами надписей: «С Рож­деством Христовым!», «С Новым годом!» и «С Рождеством Христовым! С Новым годом!» В изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, ветки ёлок.

*

Рождественские рассказы

– Славно! славная работа! – сказал пре­освященный, разглядывая двери и окна. Но ещё больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал цер­ковное покаяние и выкрасил даром весь ле­вый крылос зелёною краскою с красными цветами. Это, однако ж, не всё: на стене сбо­ку, как войдёшь в церковь, намалевал Вакула чёрта в аду, такого гадкого, что все плева­ли, когда проходили мимо; а бабы, как толь­ко расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» – и дитя, удерживая слезёнки, косилось на картину и жалось к груди своей матери.

(Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)

В основу повести положен малороссийский фольклор. Вакула не только кузнец, который по народным поверьям связан с нечистой си­лой, но и иконописец, чьё ремесло угодно Все­вышнему. Хитрый Вакула заставляет чёрта со­служить доброе дело, как и славные герои народных сказок.

*

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. И морозы такие, что воздух мёрзнет. Инеем сто­ит, туманно, дымно. До ночи прогуляешь в ёлках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На ёлках иней. Морозная Россия, а. тепло!.

Ко всенощной выйдешь – певучий звон. И звёзды. Калитку тронешь – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, по­пискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух. – синий, серебрится пылью, дым­ный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – бе­лые виденья. Спят в них галки. Звёздный звон, певучий, плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в выш­них, – Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый, – и почему-то видится кроватка, звёзды. И по­чему-то кажется, что давний-давний тот на­пев священный был всегда. И будет.

(И. Шмелёв. «Лето Господне».)

*

Ещё те звезды не погасли,

Ещё заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорождённого Христа.

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы.

Пришли с далёкого Востока,

Неся дары с восторгом грёз,

И был от Иродова ока

Спасён властительный Христос.

Прошли века. И Он распятый,

Но всё по-прежнему живой

Идёт, как истины глашатай,

По нашей пажити мирской;

Идёт, по-прежнему обильный

Святыней, правдой и добром,

И не поборет Ирод сильный

Его предательским мечом.

Иван Алексеевич Бунин

*

Рождественская звезда

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли к пещере.

Над яслями тёплая дымка плыла.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звёзды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Борис Леонидович Пастернак

Это стихотворение, по свидетельству само­го поэта, было задумано 6 января 1947 года.

*

Молитва

Ничего-то не надобно мне,

лишь маленько еды и одежи,

да уверенность в завтрашнем дне.

Ниспошли же, о Боже!

Никого-то не надобно мне,

кроме друга, что вдвое дороже –

воплощённый в желанной жене.

Ниспошли же, о Боже!

Никого, ничего. К небесам

взор стремится, земное итожа.

Знак того, что продолжусь я там,

ниспошли же, о Боже!

И. Исаев

Иван Александрович Исаев (1938–1995), член Союза писателей СССР. «Непросто было издать в то время книгу, тем более глухому чело­веку. Да и по натуре брат был не пробивной. Уповал, что, если его стихи достойны, то оста­нутся в памяти людской, сами найдут призна­ние. В посмертной книге «Грамматика жизни» друзья собрали почти все его стихи и поделились воспоминаниями.» (А. Исаев. Мой брат.)

Источник: «Лирический календарь – 2013» (07.01., 08.01., 09.01., 12.01.,); календарь «Праздники», 2015 (01.01., 04.01., 05.01., 06.01., 09.01.)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=25sjDgBXb-k&list=PL51781614552DBC11

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Рождественский пост

https://multiurok.ru/blog/rozhdestvenskii-post.html

Рождество Христово

https://multiurok.ru/blog/rozhdiestvo-khristovo-32.html

Категория: Всем учителям
04.01.2017 20:37


© 2017 925

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!