© 2017 925
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Страницы истории
Давным-давно Новый год на Руси называли Колядой и праздновали после самой длинной ночи в году. Эту ночь называли Карачун, что на древнеславянском языке означало «смерть». Славяне верили, что в эту ночь солнце умирало. Утром, по поверьям, солнце рождалось заново. Праздник начинался с хоровода вокруг костра. Считалось, что это помогает солнцу сиять ярче, приближая весну и лето. Так начинался Новый год. От костра зажигали большое колесо, которое закатывали на гору, символизируя восходящее солнце. Огонь на лучинках и факелах разносили по дворам. Именно тогда и начинались колядки.
Ряженые представляли себя душами умерших предков, которые, по поверьям, приходили в этот день, чтобы пожелать всем счастья в будущем году. Взамен огня и добрых пожеланий молодёжь просила пирогов, пятаков и всего, чем можно накрыть стол для веселья. Считалось, чем щедрее одаришь Коляду, тем богаче будет урожай в наступившем году.
*
Традиции и обряды
Канун Рождества – сочельник. Тихий семейный праздник. Уже с утра украшали дом и ставили рождественскую ёлку. Под скатерть обязательно подкладывали солому – как напоминание о том, что Иисус родился в овине. Сочельник был последним и самым строгим днём Рождественского поста. Весь день ели только сочиво – кашу из пшеничных зёрен. Иногда её приправляли мёдом или изюмом. Все ждали Вифлеемской звезды.
После этого садились за праздничный стол, на который по традиции выставляли 12 блюд – поросёнка или утку в яблоках, борщ, пироги, рыбу. Всё самое лучшее и самое вкусное. Одна хозяйка старалась перещеголять другую.
За полночь или рано утром по дворам начинали ходить колядовщики. Нужно было откупиться, иначе можно было накликать беду на весь год. С Рождества начиналось самое волшебное время – Святки. Девушки гадали на женихов почти две недели – до самого Крещения.
*
Православная кухня
Пшеничное сочиво
500 г. пшеницы, 2/3 стакана мёда, 1 стакан ядер грецких орехов, 1 стакан изюма, 1/2 стакана мака, 1/2 стакана сахарной пудры.
Пшеницу отварить и дать после этого остыть. Мак истолочь и сварить в подслащённой воде. В остывшую пшеницу добавить изюм, грецкие орехи, мёд, сваренный мак. Всё перемешать и после сложения в форму присыпать сверху сахарной пудрой.
*
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его с палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: «Бог, благослови дом и всё, что в нём, – скот, камни и дерево! Пусть всё в нём будет в изобилии – мясо, постели, одежда и здоровье!» А после этого требовали от хозяев гостинцев за свою «работу», и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких – обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.
Старшее поколение тоже не скучало: старики вспоминали и рассказывали обычаи, бабы и девки гадали.
Что дарили на Рождество?
Всё. Каких-либо особых норм на этот счёт не существовало. Так, например, известно, что на именины, Рождество, Пасху царским дочкам обычно дарили по одной жемчужине и одному бриллианту. Таким образом, к совершеннолетию у каждой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. На рождение дарили образки тезоименных святых.
К концу XIX века возникла традиция дарить открытки. В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку, тысяча экземпляров которой была продана в тот год в Лондоне.
Первая поздравительная открытка появилась в России к Пасхе в 1897 глду, и уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных рождественских и пасхальных открыток.
К зимним праздникам открытки печатались с тремя типами надписей: «С Рождеством Христовым!», «С Новым годом!» и «С Рождеством Христовым! С Новым годом!» В изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, ветки ёлок.
*
Рождественские рассказы
– Славно! славная работа! – сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. Но ещё больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зелёною краскою с красными цветами. Это, однако ж, не всё: на стене сбоку, как войдёшь в церковь, намалевал Вакула чёрта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» – и дитя, удерживая слезёнки, косилось на картину и жалось к груди своей матери.
(Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
В основу повести положен малороссийский фольклор. Вакула не только кузнец, который по народным поверьям связан с нечистой силой, но и иконописец, чьё ремесло угодно Всевышнему. Хитрый Вакула заставляет чёрта сослужить доброе дело, как и славные герои народных сказок.
*
Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. И морозы такие, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. До ночи прогуляешь в ёлках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На ёлках иней. Морозная Россия, а. тепло!.
Ко всенощной выйдешь – певучий звон. И звёзды. Калитку тронешь – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух. – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые виденья. Спят в них галки. Звёздный звон, певучий, плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый, – и почему-то видится кроватка, звёзды. И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет.
(И. Шмелёв. «Лето Господне».)
*
Ещё те звезды не погасли,
Ещё заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорождённого Христа.
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы.
Пришли с далёкого Востока,
Неся дары с восторгом грёз,
И был от Иродова ока
Спасён властительный Христос.
Прошли века. И Он распятый,
Но всё по-прежнему живой
Идёт, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идёт, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом.
Иван Алексеевич Бунин
*
Рождественская звезда
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли к пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Леонидович Пастернак
Это стихотворение, по свидетельству самого поэта, было задумано 6 января 1947 года.
*
Молитва
Ничего-то не надобно мне,
лишь маленько еды и одежи,
да уверенность в завтрашнем дне.
Ниспошли же, о Боже!
Никого-то не надобно мне,
кроме друга, что вдвое дороже –
воплощённый в желанной жене.
Ниспошли же, о Боже!
Никого, ничего. К небесам
взор стремится, земное итожа.
Знак того, что продолжусь я там,
ниспошли же, о Боже!
И. Исаев
Иван Александрович Исаев (1938–1995), член Союза писателей СССР. «Непросто было издать в то время книгу, тем более глухому человеку. Да и по натуре брат был не пробивной. Уповал, что, если его стихи достойны, то останутся в памяти людской, сами найдут признание. В посмертной книге «Грамматика жизни» друзья собрали почти все его стихи и поделились воспоминаниями.» (А. Исаев. Мой брат.)
Источник: «Лирический календарь – 2013» (07.01., 08.01., 09.01., 12.01.,); календарь «Праздники», 2015 (01.01., 04.01., 05.01., 06.01., 09.01.)
Ссылка:
*
См.:
Карта сайта
Рождественский пост
Рождество Христово
© 2017 925