СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики относится фольклор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось

на самой уязвимой его части – детях.

СЛАЙД2 Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение оказалось под давлением все более усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно.

СЛАЙД 3Современное подрастающее поколение находится, в своего рода, нравственном вакууме, многие из них затруднены в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.

В формировании духовно–нравственных установок современного ребенка играют роль различные факторы.

Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению телевидения, улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров. незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важнейший принцип государственной политики сегодня.

СЛАЙД 4 Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • Воспитание на традициях;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • Системно-организованный подход;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Принцип сохранения исторической памяти.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено: «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.

Воспитание духовных и нравственных чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей необходимо для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности; включения в новый для него коллектив и ситуации сотрудничества с одноклассниками и взрослыми для продуктивного освоения новых видов деятельности.

Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

СЛАЙД 5 Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов.

Найти основу духовно нравственного развития детей можно на занятиях внеурочной деятельности.

Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, на внеурочных занятиях – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать “родственное” отношение к произведениям искусства, развивать “любовное внимание”.

СЛАЙД 6 Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на занятиях внеурочной деятельности состоит в том, чтобы привить умение сопереживать чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы – все это объединено одним словом – Русь!

Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование. Все виды внеурочной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.

СЛАЙД 7 Творчество занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Творческая деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно творчество помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие всех искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в творчестве посредством различных форм деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности

СЛАЙД 8 Русский фольклор– величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков. Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке.

Народная культура - результат народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни народа.

Основу русской народной культуры составляет устное народное творчество. В его многообразных видах и жанрах представлен огромный образовательно-воспитательный потенциал в реализации задач умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания, а также методы, принципы педагогического воздействия на воспитанника.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности учащихся, воспитание их нравственных качеств.

К наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики относятся фольклор, музыка, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

СЛАЙД 9 Одним из средств нравственного воспитания является фольклор.

Он отражает трудовую деятельность народа, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Фольклор – это древнейший и особый вид искусства. В старину фольклор заменял и науку, и школу.

Ф.И. Буслаев писал, что под плодотворным влиянием фольклора протекала вся жизнь человека, от колыбели до могилы.

В фольклоре воплощены воззрения и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения.

Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, являясь отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

Использование средств фольклора позволяет решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы. Изучению фольклора в воспитании младших школьников в последнее время уделяется достаточно много внимания.

СЛАЙД 10 Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

СДАЙД 11 Роль фольклора в нравственном воспитании младших школьников очень велика.

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

СЛЫЙД 12 В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, младший школьник осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем

СЛАЙД 13 ВЫВОД:

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Содержание нравственности заключается в отношении к Родине, отношении к труду, отношении к обществу, отношении к себе, человеколюбии и гуманности. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.

Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Именно Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Таким образом, одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост, является нравственное воспитание.

Категория: Музыка
09.03.2018 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!