СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение норм употребления глагола как необходимое условие постижения смысла текста (лекция)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая тема мероприятия: Деятельность российской школы по продвижению и популяризации русского языка в Монголии.

Тема лекции: Изучение норм употребления глагола как необходимое условие постижения смысла текста.

Ссылка на полный текст

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Глагол в современном русском языке. Формы глаголы, семантика грамматических категорий глагола. Затруднения иностранных учащихся при изучении глагола.

Категория вида. Категория лица. Категории рода и числа. Категории наклонения и времени. Категория залога. Возвратность-невозвратность.

2. Разные уровни изучения семантики грамматических категорий глагола как необходимое условие постижения смысла текста (система упражнений).

2.1. Базовый уровень(пороговый).

Грамматические и лексические навыки оформления высказываний в стандартных ситуациях.

Упражнения на формирование базовых навыков употребления глагола.

Упражнения на формирование коммуникативных умений, связанных с нормами употребления глагола.

2.2. Продвинутый уровень (постпороговый).

Умение адекватно воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний в ситуации свободной беседы.

Упражнения на формирование навыков употребления глаголас учетом особенностей грамматического значения.

2.3. Углубленное изучение (компетентностный уровень).

Умение продемонстрировать знание языковой системы, проявляющееся в навыках употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых для понимания художественной речи и оформлении оригинальных высказываний.

Стилистическая окраска грамматических форм глагола в художественной речи.

Семантика грамматических категорий глагола как инструмент выявления подтекста и интерпретации авторской позиции.

3. Резюме.

Анализ семантики грамматической формы - ключ к постижению явного и скрытого смысла высказывания.

ЛЕКЦИЯ

1. Глагол в современном русском языке. Формы глаголы, семантика грамматических категорий глагола. Затруднения иностранных учащихся при изучении глагола.

Категория вида. Категория лица. Категории рода и числа. Категории наклонения и времени. Категория залога. Возвратность - невозвратность.

Изучение языка - сложный процесс. Он требует от педагога полной погруженности в процесс и личностного подхода к каждому обучаемому. Но некоторые принципы одинаковы для всех. Есть пункты, которые должны присутствовать при обучении любого человека.

Не секрет, что современные школьники не особенно увлечены изучением русского языка. Причина подобного заключается в том, что у них не сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Как же преподавать русский язык, чтобы увлечь им детей?

Функциональный (системно-деятельностный – по терминологии ФГОС) подход предполагает изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью. Такой подход ставит перед учащимися задачу не только взглянуть на те или иные нормы грамматики, но и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную грамматическую форму для выражения данного смысла?».

Изучение русского языка в современных условиях предполагает выбор ориентира предстоящей деятельности, организацию самой деятельности с последующим анализом и коррекцией стратегии ее развития.

Обучающиеся должны осознать ситуацию высказывания, представить адресата, определить коммуникативную задачу и оценить собственное речевое поведение.

Общая цель обучения русскому языку иностранных учащихся состоит в том, чтобы помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения полноценного восприятия звучащей речи, рационального чтения, навыки грамотного письма, свободной коммуникации в различных речевых ситуациях, использовать приобретенные умения и навыки для успешной социализации в современном мультикультурном пространстве.

Моделирование современных образовательных технологий не может происходить без учета их влияния на развитие личностного опыта ученика, индивидуальных особенностей развития его познавательной сферы, учета индивидуальных способов познания мира, инструментов познавательной и учебной деятельности.

Главное в работе с иностранными учащимися, изучающими русский язык, - преодоление языкового барьера и "выход в коммуникацию", то есть в живое общение. Здесь не столько важны сами лексические и грамматические нормы, сколько коммуникативные навыки и умения, которые позволят свободно входить в иную культурной среду. Грамматика в таком случае важна как условие того, чтобы люди понимали других людей.

11.11.2020 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!