СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с "трудными" детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины возникновения и формы проявления агрессивного поведения детей, воспитывающихся в школе – интернате

В ходе анализа были изучены причины и особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в школе - интернате.

Особенности социального развития детей, воспитанников интерната, обусловлены рядом факторов:

-особенности психического развития;

-условия организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;

-объединение и изменением характера влияния источников социализации.

Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психологического развития:

1) В сфере общения со взрорслыми. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности, способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности.

2) В сфере общения со сверстниками. Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности, это затрудняет освоение детьми социально – ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях интерната, ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой -феномен интернатского «мы».

3) В эмоционально – волевой сфере.

Эмоционально – волевая сфера ребенка – сироты характеризуется:

— пониженным фоном настроения;

— бедной гаммой эмоций;

— однообразием эмоционально – экспрессивных средств общения;

—эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;

— повышенной склонности к страхам, беспокойству, тревожности;

— основной направленностью положительных эмоций на получение все новых и новых удовольствий;

— черезмерной импульсивностью, взрывчатостью;

— непониманием эмоционального состояния другого человека.

4) В формировании самосознания. Развитие всех аспектов самосознания (познавательного – образ я, эмоционального – самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей данной категории характерно ситуативное, „сиюминутное“ проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся, событиями жизни не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые можно назвать трудностями социализации.

По результатам моего наблюдения у детей данной категории были выявлены следующие проблемы:

1)Отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу воспитателей смастерить какую-либо поделку, оформить что-либо к празднику.

2) Отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями философского уровня. В ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психологические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение.

3) Познавательный интерес не выражен.

4)Мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе.

5)Не сформирована роль ученика.

6)Производительность в процессе учебной деятельности носит характер «из- под палки».

Можно выделить следующие особенности в поведении детей, воспитывающихся в школе-интернате:

- повышенную агрессивность;

- склонность к употреблению психоактивных веществ;

-культ силы.

Зачастую, дети попадающие в школу-интернат – это дети из неблагополучных семей.

Из своей семьи ребенок вынес опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Его родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений, ребенок жил в атмосфере насилия.

Но самое главное – он это принимает за образец поведения, ему трудно понять, что можно жить по-другому. Он воспринимает других людей как врагов зачастую только потому, что они запрещают ему вести себя так, как вели его неблагоприятные родители. Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить его отношение, неадекватные представления невозможно обычными способами. Они пытаются опереться на нравственные качества ребенка, которых у него нет.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Так дети, воспитывающиеся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни, и в последующем лишившиеся даже видимости семьи, являющиеся «социальными сиротами», склонны к проявлению агрессии и жестокости.

На становление агрессивного поведения сильное влияние оказывает степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать—дитя».

Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением. Враждебность начинает формироваться на втором этапе развития с нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. В более поздние периоды развития пусковым механизмом начала формирования враждебности может также являться психологическая травма.

В ходе анализа результатов анкеты, поведенной среди педагогов школы-интерната, были выделены негативные явления, распространенные среди воспитанников школы-интерната:

1 место - Курение. 2 место – Сквернословие, отсутствие культурных запросов. 3 место- Неисполнительность. 5 место - Бродяжничество. 6 место - Безразличие, незаинтересованное отношение к жизни. 7 место - Жестокость, эгоизм. 8 место - Неуважение к старшим. 9 место - Отсутствие своего мнения. 10 место - Воровство.

Анализируя полученные данные, необходимо отметить следующие тенденции:

-происходит увеличение количества учащихся школы-интерната;

-из общего количества семей преобладают семьи с одним родителем (мать или отец);

-как правило, это неблагополучные семьи или многодетные семьи, из таких семей в школу-интернат поступают дети социально дезадаптированные, имеющие вредные привычки;

-родители многих воспитанников злоупотребляют спиртными напитками.

Основными причинами увеличения числа детей, которые обучаются в школе-интернате, является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Полученные результаты свидетельствуют о низком нравственном уровне многих отцов и матерей, фактически не способных оказывать своим детям заботу, об их ответственности, граничащей с безответственностью в воспитании ребенка.

Ребенок, который учится в школе-интернате и воспитывается в такой семье, как правило, социально неблагополучный, с искаженными нормами и правилами жизни, поведения, гигиены, нуждается в реабилитации и социальной адаптации.

При этом в школе-интернате имеется определенный положительный опыт образования «неблагополучных» детей. Наблюдения, беседы, интервью с учениками и учителями показали, что дети:

1) Обладают достаточно высокой культурой общения (например, здороваются даже с незнакомыми людьми, обращаются друг к другу по именам, с уважением и терпением слушают отвечающих, не дают отрицательных оценок).

2) Откликаются на любую деятельность, особенно если она разнообразна (с интересом играют, заполняют анкеты, рисуют, отвечают на вопросы). Однако любое занятие очень быстро надоедает и буквально через месяц дети уже не желают посещать тот или иной кружок.

Кроме того, у большинства детей наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии, имеются болезни (энурез, гастрит, дефекты зрения, нарушения осанки и т.д.). Значительная часть детей имеет хронические заболевания, многие не любят выполнять гигиенические процедуры.

Исследования, проведенные в школе-интернате, показывают, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, отличаются от сверстников, растущих в нормальных семьях. Темп развития первых замедлен. Их развитие имеет ряд качественных негативных особенностей, которое отмечается на всех ступенях детства до подросткового возраста и далее. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживаются на каждом возрастном этапе. Но все они имеют серьезные последствия для формирования личности ребенка.

У многих младших школьников обнаруживаются специфические отклонения в развитии интеллектуальной, мотивационно-потребностной сфер их психики. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении нового материала. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.

В подростковом возрасте особенности развития детей из неблагополучных семей проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми.

Целый комплекс взаимодополняющих, нарастающих психологических проблем ведет за собой осознание ребенком психологического неблагополучия, переживание своей ненужности для других людей; происходит накопление опыта асоциального поведения; формируется неспособность переживать ценности другого человека; снижается активность в нормальном общении. Это, в свою очередь, вызывает противоречие между необходимостью социально-психологической реабилитации ребенка и недостаточно продуманной системой решения выделенной проблемы. В связи с этим обозначим проблему социальной адаптации ребенка, его психологического сопровождения как важных условий жизненного становления, самоопределения.

Обозначенные проблемы и противоречия, необходимость решения задач общего образования, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации детей, обучающихся в школе-интернате, делают необходимым разработку новых методик воспитательной работы школы-интерната

Категория: Всем учителям
13.03.2015 19:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!