СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы над темой «Патриотическое и нравственное воспитание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы над темой

«Патриотическое и нравственное воспитание»

From experience working on the topic

"Patriotic and moral education"

Аннотация: В статье идет речь о патриотическом и нравственном воспитании с использованием краеведческого материала в школе I cтупени на уроках и во внеурочное время.

Abstract: The article deals with patriotic and moral education with the use of local history material in the first grade school in the classroom and after school hours.

Ключевые слова: патриотизм, духовные и нравственные ценности, милосердие.

Keywords: patriotism, spiritual and moral values, mercy.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – ее истории, ее прошлому и настоящему». [Д.С. Лихачев «Земля Родная» с. 4]

Любовь к Родине неотделима от любви к своему городу, области, району, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а порой и вся жизнь.

Краеведение является основой патриотизма и нравственности. Поэтому на уроках и внеурочных занятиях я стремлюсь с раннего возраста у детей развивать познавательный интерес к изучению города, микрорайона, природы, традиций Курска и области, истории, литературы, географии родного края, любознательность, стремление познать новое, расширить кругозор.

Разработанная мною рабочая программа «Юные краеведы» для 3 и 4 классов, представляет собой взаимосвязь с предметами: окружающим миром, литературным чтением, русским языком, музыкой, изобразительным искусством.

В основу программы заложены виды деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) краеведческая;

4) проектная.

Цель программы обогатить духовный мир детей, воспитать нравственные и патриотические чувства, гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Огромное значение в изучении родного края имеют экскурсии.

«Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». [В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»с. 15]

Экскурсия пробуждает интерес к изучению природы, истории, города, края. С учащимися 4 класса мы моими посещали музеи г. Курска: краеведческий, археологический, «Юных защитников Родины», «Курской битвы», картинную галерею им. А.А. Дейнеки, совершали очные и заочные экскурсии по улицам и площадям города.

Совместно с культурным центром семейного чтения и досуга я провела урок – экскурсию в Крутой лог по литературному чтению «Осень в стихотворениях курских поэтов Грачёва А.А. и Зарецкого И.А.»

На память поэт Иван Арсентьевич Зарецкий подарил сборники своих стихотворений.

Вместе с библиотекой было проведено внеурочное занятие ««Я – гражданин России» по теме: «Мы помним и гордимся». Эпиграфом к занятию были строки из стихотворения:

«Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.»

[О.Ф. Берггольц «Блокадникам Ленинграда»]

Цель мероприятия состояла в том, чтобы воспитывать уважение к людям старшего поколения, делать добрые дела, оказывать помощь ветеранам, пробуждать интерес к истории своей Родины, хранить память о прадедушках и прабабушках - ветеранах Великой Отечественной войны.

Дети приносили письма, фотографии, опалённые войной. Их берегут в семьях как самую дорогую реликвию. Итогом мероприятия стало создание альбома «Бессмертный полк» нашего класса. Каждый год мои ученики участвуют в акции «Бессмертный полк».

В нашем классе сложилась традиция, каждый год поздравлять с праздниками ветерана ВОВ Сабитова Виктора Александровича. Учащиеся заранее готовят музыкальные номера, стихотворения, открытки, сделанные своими руками, угощения.

Большое значение в своей работе я уделяю воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.

В рамках работы школьного научного общества «Знатоки» были разработаны и защищены проекты: «Лесная красавица» 4 класс, экологический проект «С любовью и болью о природе и человеке» 2 класс, «Откуда взялся хлеб» 1 класс.

В процессе подготовки проекта «Лесная красавица - берёза» ученики находили стихотворения поэтов, посвященных березе, узнали историю происхождения названия дерева, целебные свойства березы. Стихотворение «Березы» оставила глубокий след в душах детей:

«…Порой белы, порой белёсы, Над полем, шляхом иль рекой, Великодушные берёзы, Какой вы нации? Какой?

Да никакой. Ведь вы – деревья. И радовать должны сердца Тем, что чужды высокомерья И не меняете лица…» [Наджми Назар «Березы»]

Жизнь в здоровой экологической среде – это общая задача всех людей на планете Земля. Где чистота, там и здоровье! А значит, счастье! Эти слова стали девизом для создания экологического проекта «С любовью и болью о природе и человеке».

Цель проекта донести мысль об охране природы, о попытках решить проблему сбора и утилизации мусора.

При подготовке проекта «Откуда взялся хлеб» первоклассники узнали о

последовательности выращивания хлебных злаков, процесс изготовления хлеба, получили представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Главной задачей этого проекта было воспитание бережного отношения к хлебу, привлечение внимания одноклассников к выращиванию хлеба в старину и как это происходит сейчас и как можно продлить жизнь хлеба. Дети поделились правилами бережного отношения к хлебушку:

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусочков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Подними брошенный кусочек, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь.

5. Продли жизнь хлебу. Из чёрствого хлеба можно сделать гренги,сухари.

В своей работе я много времени уделяю воспитанию любви и уважения к матери, внимательного и заботливого отношения в семье друг к другу, патриота и гражданина.

Цель внеклассного мероприятия «Образ русской женщины» - это создание целостного образа русской женщины, отраженного в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Дети вспомнили сказочные образы: Царевна – лягушка, Снегурочка, Царевна Лебедь, Баба Яга. Познакомились с картинами художников: М. А. Савицкого «Партизанская мадонна», Ираклием Тоидзе плакатом «Родина Мать – зовёт». На занятии дети читали стихотворения, посвященные матерям: Марии Мисухиной «Скажите откуда я взялся», С. Островского «Песня о женщине».

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». [ М.М. Пришвин: цитаты, афоризмы, высказывания…]

При подготовке внеклассного занятия «Дари добро» я ставила задача:

воспитывать у детей чувство друж­бы и товарищества, стремление совершать добрые дела, проявлять милосердие, нравственное содержание добра и зла, развивать умение оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Мероприятие было построено на основе сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик», путешествую ученики учились дарить добро. Дети высказывали свое мнение, о поведении человека в различных жизненных ситуациях. Ученики подготовили интересное сообщение о бабушках из Екатеринбурга, которые связали для малышей из детдома 100 пар носочков. Бабушки-мастерицы из пансионата для престарелых и инвалидов с радостью поддержали инициативу «обвязать» чужих детей и внуков. С пряжей помогли спонсоры. И всё лето в руках мастериц мелькали спицы: они вязали тёплые подарки. Занятие закончилось мастер-классом. Дети представили,

что доброта – это яркий цветок и своими руками сделали цветик- семицветик. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви.

К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, родному краю».

Патриотическое, краеведческое и нравственное направления играет большую роль в воспитании младших школьников, способствуют формированию гражданской позиции в жизни.

Литература

1. Д. С. Лихачев Д.С. Земля родная https://www.litmir.me/br/?b=97333&p=1

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям (Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с). http://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-15.shtml

3. Берггольц О.Ф. Блокадникам Ленинграда https://stihi.ru/2017/01/28/5376

4. Назар Наджми Стихи Берёзы https://stihi.deti.guru/beryozy/

12.03.2022 14:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!