© 2017, Orudzh - Shirin ум АбдильАзиз. Только для сестёр мусульманок 230
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
История установления месяца аль-мухаррам – первым месяцем лунного календаря мусульман.
Сказал имам Ибн Касирرحمه الله : «Сказал уль-Уакиди: и в месяцеرَبِيعٌ الأول - раби’ уль-авваль этого года, т.е. года 16-ого, ‘Умар ибн уль-Хаттаб رضي الله عنه установил летоисчисление, и он был первым, кто его установил.
Я говорю, т.е. Ибн Касирرحمه الله : «Мы уже упоминали причину этого действия при разборе жизнеописания ‘Умараرضي الله عنه. Причина этого была в том, что до ‘Умара, رضي الله عنه, было поднято дело двух спорящих сторон, которые спорили о долге. У одного из них была расписка о том, что второй должен погасить перед ним долг в ша’бане. И тогда встал вопрос: какой ша’бан имеется в виду – этого года, или прошлого, или будущего? После этого ‘Умарرضي الله عنه, собрал людей и сказал им: установите людям какое-либо летоисчисление, по которому они могли бы знать о времени погашения своих долгов.
Говорят, что некоторые предложили исчислять время по пути персов так, что при приходе к власти каждого нового правителя, начинается новое летоисчисление. Но людям это не понравилось. Некоторые сказали: возьмите счет римлян, но это также не понравилось людям, из-за того, что это исчисление слишком далекое. Некоторые же сказали: с рождения пророкаﷺ , а некоторые предлагали с начала его пророчества. После чего ‘Али ибн Аби Талибرضي الله عنه, и другие посоветовали начать исчисление со времени переселения -хиджры из Мекки в Медину, и эта дата известна каждому, и более явна, чем рождение или начало пророчества. Данное предложение понравилось ‘Умаруرضي الله عنه, и сподвижникам, после чего они так и сделали, установив начало года с месяца аль-мухаррам года переселения.
В этом вопросе есть иное мнение, принадлежащее имаму Маликуرحمه الله , как передал это от него ас-Сухейли и другие, что начало года – месяц раби’ уль-авваль, потому что пророк ﷺ прибыл в Медину именно в этот месяц. Но большинство ученых говорит о том, что началом года был установлен именно месяц аль-мухаррам.
Месяц аль-мухаррам – более точен, и способствует меньшему разногласию в месяцах, и аль-мухаррам был первым месяцем года у арабов.» (См. «аль-Бидая уан-Нихая» 7/217, изд. «Дар Ибн Раджаб»).
Из этих слов имама Ибн Касира رحمه الله мы понимаем, что сподвижники, во главе с ‘Умаром ибн уль-Хаттабомرضي الله عنه, взяли за первый год мусульманского летоисчисления – год хиджры пророкаﷺ, а за первый месяц этого года не тот месяц, в котором непосредственно произошло переселение, а месяц аль-мухаррам, потому что он всегда был первым месяцем года у арабов. А Аллаху известно лучше.
Вместе с хиджрой пророка Мухаммада ﷺ и мусульман в Медину открылась новая страница в мировой истории. Ислам, который изменил направление в истории мира, нашел себе убежище, пристань, тихую гавань. Медина превратилась в центр, способный влиять на положение мировой истории. Хиджра, наряду с тем, что дала название началу исламского летоисчисления, еще и являлась тем, что основные события, связанные с мусульманским календарем в основном появились после хиджры.
В «Сахих аль-Бухари» главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад رضي الله عنه . Он сказал: "Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророкﷺ , и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину." Аль-Бухари, «Сахих»,3934.