СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

С.А. Круткова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Ашпанская основная общеобразовательная школа"

Ничье мнение не бывает ложным…

Сократ

Долгое время нас приучали к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании. Начав исследовательскую работу поняла, что имею недостаточно знаний и опыта по данной проблеме. Поэтому второй год работаю над темой "Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями на уроках окружающего мира".

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается мной как особое направление внеклассной и школьной работы, тесно связанное с учебной деятельностью по окружающему миру и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Поэтому, с первых дней пребывания ребенка в школе стараюсь вовлекать в мини-исследования. В 1 классе, в третье четверти, совершили экскурсию в школьной сад. В нашем дворе растут березы, дикие клены и тополя. Заинтересовались вопросом, что происходит с деревьями зимой и кто из них (береза, дикий клен, тополь) быстрее распустят листья. Поэтому решили провести небольшое исследование. Аккуратно срезали по три веточки с каждого дерева, принесли в класс и поставили в воду. Каждый ребенок предположил, веточка с какого дерева распустится быстрее. Завели дневники наблюдений, где записывали изменения, которые происходили на веточках деревьев. К концу исследования были сделаны выводы. Почти у всех ребят быстрее всех распустилась береза. Предположения подтвердились.

При изучении темы «Грибы», разбились на две группы. Каждая группа выдвинула гипотезу (с помощью учителя), наметила план работы. Провели опрос среди учащихся 1 – 5 классов нашей школы.

Первая группа

Грибы – это растение

Грибы – это животные

Грибы … (ваше мнение)

Вторая группа

Да

Нет

Может ли быть мухомор лекарством (если – да, то кому)

Каждая группа предоставила отчет в виде рисунков (сравнение растений и животных с грибами) и буклетов «Мухомор – опасен или полезен», «Правила поведения в лесу для грибника».

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

Выделение и постановка проблемы.

Выработка гипотез.

Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

Выбор тем будет зависеть от выбора самих детей. Но уже сейчас можно утверждать, что использование исследовательской деятельности на уроках окружающего мира повышает познавательный интерес учащихся к предмету, к темам и к творчеству. Важным моментом на уроках окружающего мира является самостоятельная работа по добыванию знаний и развитие творческих способностей ребенка.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  • Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
05.11.2016 10:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!