СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Моя Родина – мои земляки» (по страницам жизни Е.И.Носова).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект «Моя Родина – мои земляки» (по страницам жизни Е.И.Носова).

Эта работа нацелена на исследование и изучение учащимися 4–го класса материала о замечательном писателе нашего края.

Объект исследования :

Жизнь и творчество Е.И.Носова.

Цели исследования:

1) знакомство с биографическими данными и творчеством писателя Е.И.Носова;

2) формирование навыка работы с произведениями писателя;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова;

4) развитие навыков исследовательской работы, умение вести диалог, строить рассуждение;

5) воспитание гражданственности и патриотизма на примере литературы Курского края.

Задачи исследования:

1) собрать биографические сведения о Е.И.Носове, о его творчестве, судьбе;

2) изучить жизнь и деятельность нашего земляка;

3) познакомиться с произведениями писателя;

4) оформить результаты работы в виде презентации, выставки;

5) прививать школьникам интерес к краеведческой литературе, привлечь учащихся к ее систематическому чтению;

6) формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей;

7) воспитывать патриотические чувства учащихся, гордость за свою страну.

Методы исследования: моделирование, социологический опрос, эксперимент.

Краткая аннотация исследования.

Поисково-исследовательская деятельность «Моя родина – мои земляки» реализуется на основе собранных детьми материалов о жизни и творчестве Е.И.Носова, который жил рядом с нами и прославил Курский край. Идея проведения такого исследования возникла не случайно.

В сентябре 2014 года в школе проводилось мероприятие для учащихся «Расскажи о своей семье». Выяснилось, что у многих ребят бабушки и дедушки - очень интересные люди, которые немало потрудились на благо своей малой родины. В течение учебного года учащиеся познакомились с достижениями близких людей в разных областях деятельности, провели исследования и оформили их результаты в виде отчётов, презентаций. Лучшие работы мы отобрали на конкурс-выставку, посвящённую замечательным людям нашего города. Далее работа продолжилась в нескольких направлениях, так как ребята заинтересовались этой темой и решили продолжить исследование о знаменитых земляках Курского края.

В основе работы лежит поисково-исследовательская деятельность. Ключевым стало биографическое исследование жизни и деятельности замечательного человека, писателя Е. И. Носова.

Ребята вспомнили славную историю нашего края, тех кто отдал жизнь за наше светлое настоящее, помечтали о будущем своей малой родины. Все мы любим свой край и хотим знать о нем как можно больше.

Гипотеза.

Благодаря реализации этого исследования в школьном музее появилисьновые неизвестные материалы о жизни нашего земляка Е.И.Носова, рубрика «Моя Родина – мои земляки».

ФГОС НОО предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, в цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Любая учебная деятельность стимулирует общение между детьми.Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся). После того, как была выбрана тема нашего исследования мы вместе с учащимися формулировали цели и задачи своей деятельности.

Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого выбираем объект исследования и изучаем его. На начальном этапе исследовательской деятельности необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает и, что хотел бы узнать.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, научиться общаться, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе.

После этого была сформулирована гипотеза, иными словами, был определен предполагаемый результат.

На следующем этапе учащиеся приступили к проведению исследований. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Затемнаступил момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования мы провели обсуждение полученных результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, что является одной из важнейших задач развития общения на этом этапе.

Значение исследовательской работы.

1.Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.

2.Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

3.Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.

4.Развивает личностные качества ученика.

5.Влияет на выбор будущей профессии учеников.

Исследовательская деятельность способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий, так как они являются важнейшим фактором формирования познавательных способностей, самоорганизации и самопроверки, что довольно важно на современном этапе развития образования.

В формирование регулятивных универсальных учебных действий большое значение имеют экскурсии. Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность, предприимчивость, умение ориентироваться в затруднительных ситуациях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективных навыков.

Мы знаем, что 2015 год объявлен Указом Президента Российской Федерации годом литературы. На литературной карте России Курск занимает не последнее место. В нашем благодатном крае родилось много талантливых людей, составивших гордость российской и мировой литературы. Среди них -Евгений Иванович Носов.

Тема нашей исследовательской деятельности «Моя Родина- мои земляки» выбрана нами не случайно.Она нацелена на исследование и изучение моими учащимися материала о замечательном писателе нашего края.

Эта тема близка нашим ученикам.

С 2009 года в нашей школе открыт музей Е.И.Носова. Его экспозиция посвящена жизни и творчеству нашего знаменитого земляка. Каждый год в день рождения писателя в школе проводятся литературные вечера, викторины, встречи с родственниками писателя, литературные гостиные. Поэтому свою исследовательскую деятельность мы начали с изучения биографии писателя.

На первом этапе исследовательской деятельности нам помогло виртуальное путешествие, где мы как бы заочно познакомились с биографией писателя, с его творческой судьбой. Что же значит виртуальная экскурсия? Это Виртуальный музей - оптимизированный для экспозиции музейных материалов.

Виртуальные музеи за счёт применения интернет-технологий предлагают решение таких традиционных музейных проблем, как обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

Такую экскурсию организовала я сама. Но, для более прочного усвоения знаний учащимися, подготовка к экскурсии была проведена совместно с ребятами. Вместе с ними мы разработали предварительный маршрут экскурсии (по каким местам и в какой последовательности будет проходить экскурсия, какие объекты будут показаны, с какими произведениями познакомимся).

И хотя виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей, всё же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить, рассмотреть его.

В любом случае, применение средств информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить увлекательные и познавательные экскурсии, как для учащихся, так и для самого учителя.

После знакомства с биографией писателя мы с ребятами познакомились с рассказом «Белый гусь».

Это произведение мастера произвело на ребят такое сильное впечатление, что было принято решение о продолжении нашего исследования с целью более подробного знакомства с жизнью и творчеством Е.И.Носова. Нашей задачей было в реальной жизни соприкоснуться с Мастером слова и живописи, пройти по страницам жизни нашего земляка, погулять по его любимым местам.

Основная задача нашего исследования была направлена на систематизацию уже полученной краеведческой литературы. Мы хотели еще больше узнать о жизни нашего земляка, о том, какой вклад он внес в литературную историю нашего региона, узнать о неизвестных страницах его жизни.

Начали путешествие со школьного музея.Так наше виртуальное путешествие перешло в реальную исследовательскую деятельность.

Далее наш путь лежал в городскую центральную детскую библиотеку, где

мы продолжили открывать все новые страницы жизни Мастера.

После систематизации полученных знаний отправились в литературный музей узнать о творчестве Е.И. Носова. За активное участие вобсуждении произведений писателя нам была подарена книга с рассказами Е.И.Носова.

За это время мы прочитали и обсудили в классе много рассказов писателя, по некоторым из них провели викторины. Многих героев постарались изобразить на уроках творчества.

Далее захотели посетить знаменитые места нашего земляка. Мыбыли у памятника Белому гусю на улице К. Либкнехта, у дома на ул.Красной Армии и ул. Ломоносова 35, где жил писатель, когда приехал в наш город, у дома на ул. Блинова, где творил последние годы автор замечательных книг, посетили памятник Е.И.Носову, расположенный на ул. Челюскинцев.

Исследовали в какой школе учился до войны писатель и какую окончил, а также прогулялись по любимым носовским местам. Это парк Пионеров, Боева дача. Там писатель гулял, любовался природой и рыбачил. Выяснили, что дети Носова учились в нашей школе, и он часто приходил в сюда для того,чтобы узнать об успеваемости своих детей.

За время нашей исследовательской работы мы с ребятами узнали много нового о жизни Е.И.Носова, прочитали его рассказы, провели творческие выставки, викторины, сделали много фотографий, с помощью которых подготовили фоторепортаж. По этапам нашего исследования нами подготовлен и выполнен фотоальбом. Такжеребята провели акцию «Покормите птиц», как завещал нам наш писатель – земляк.

Творчество Мастера живет в наших сердцах и руках. По прочитанным произведениям автора были изготовлены поделки из разного материала, рисунки. Итогом нашего исследования стали работы, посвященные Е.И.Носову, который жил рядом с нами и прославил Курский край.

Все наши работы будут переданы в школьный литературный музей.

«Летать я не могу, но о полете мечтаю, и чтобы осуществить это, - я пишу.

Я хочу, чтобы мои слова и мысли хотя бы немного парили над землей…»

Е.И. Носов

Литература.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках. // Начальная школа. – 2005. - №6.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  6. Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  7. Учебно-методический комплект А. И.Савенкова.
  8. Рабочая тетрадь «Я – исследователь»
  9. [http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761] Образовательная система “Школа 2100”
  10. [http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r] “Исследовательская деятельность в начальной школе” Кроликова Ю. В.

13.03.2023 14:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!