СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование танцевальных движений для коррекции эмоциональных состояний у дезадаптированных подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст – это кризисный этап в становлении личности человека, сопровождающийся психофизиологическими изменениями и формированием новых психологических и личностных качеств. Данный период сопровождается формированием «Я-концепции», переходом самосознания на качественно новый уровень, усиливается рефлексивный компонент. Так как ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками, они становятся зависимы от мнения референтных групп. В результате подростки имеют нестабильный эмоциональный фон, а это в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью, понижением толерантности фрустрации, заниженной самооценкой. Подросток становится более агрессивным, для него характерно как проявление протеста и стремление к независимости, так и зависимость и внешнее подражания взрослому. Поколение нынешних подростков наиболее склонны к отклонениям в поведении. Как отмечают психологи и педагоги, подобная тенденция складывается из совокупности различных факторов. Д.И. Фельдштейн объяснял это изменением информационного пространства, неустойчивости и дискредитации нравственных ориентиров, вызывающий сильнейший резонанс в духовно-нравственной сфере, в сознании человека и его восприятии [5]. В итоге, мы имеем большое количество подростков с психическим состоянием дегармонизации личности и нарушением социализации. Особенно этому подвержены подростки, находящиеся в социальных учреждениях. Искаженное представление об институте семьи, отказ от ребёнка родителями или наличие сложностей в семье, из-за которых дети попали в социальное учреждение, оставляет негативный отпечаток на ребёнке, сопровождающийся не только наличием психологических проблем, но и физиологических (например, остановка в развитии). Перед коррекционной педагогикой встает серьёзный вопрос: какие методы и средства нужно использовать для преодоления поведенческих отклонений, учитывая специфику и сложность этих отклонений? Поэтому наиболее актуальным является разработка методов, средств и программ, которые позволят наиболее эффективно влиять на личность ребёнка и его психологическое состояние. Рассматривая данный вопрос, анализируя психологическую и коррекционную литературы, мы решили изучить наиболее трудноопределимую форму дезадаптации – психологическую дезадаптацию. Данный вид дезадаптации, по мнению ученых (Р. Карсон, Дж. Батчер и С. Минека, Т.Д. Молодцова и др.) выражается в фобиях, различных внутренних мотивационных конфликтах, включает в себя некоторые виды акцентуаций, не повлиявших на социальную ситуацию, но не относящиеся к патогенным явлениям. К ней относятся виды всех внутренних нарушений, такие как: самооценка, ценности, направленность и т.д. [2]. Категория подростков, имеющая психологическую дезадаптацию, не выказывают свои переживания внешне, их проблемы остаются на глубинном уровне. Аккумулирующийся негатив и переживания подростка могут привести к патологии или переходу к другим видам поведенческого отклонения. Сложность состоит и в преодолении психологической дезадаптации, так как она может затрагивать экзистенциальные проблемы, может быть внутренний конфликт, депривация, а также когнитивный диссонанс вызванный фрустрационным состоянием. Выбирая средство преодоления психологический дезадаптации, мы остановились на танцах. Мы опираемся на предположение, что состояние психологической дезадаптации может быть скорректировано путём влияния на физиологические процессы организма ребёнка. Опираясь на работы хореографов, психологов и антропологов [3; 4], мы сформулировали несколько тезисов, обосновывающих возможности танца как средства преодоления психологической дезадаптации у подростков. 1) Воздействие на эмоциональное состояние субъекта танца. Это объясняется музыкой в танце, которая воздействует на человека.Каждое танцевальное направление несёт в себе определённый эмоциональный режим и может сформировать определённый эмоциональный диапазон; 2) Танцевальные движения, выполняемые под музыку, служат средством психофизиологической регуляции, т.к., воздействуют на танцующего через органы чувств и нервную систему. Ритмичная музыка стимулирует центральную нервную систему, учащает частоту дыхания и сердечных сокращений, ускоряет обмен веществ, расщепление гликогена. Двигательная активность способствует выработке серотонина – нейромедиатора головного мозга, который превращается в гормон при попадании в кровь, он способствует повышению чувства уверенности в себе, настроения и общего самочувствия;) Обладание терапевтическим эффектом.Танец отражает личностные особенности человека и поведенческие модели, структуру и характер межличностных коммуникаций. Каждое направление в танце имеет свою философию, свой спектр эмоций, форму и движения. Танцуя, человек может выражать свое «Я», свои чувства и эмоции. Поэтому на основе танца и танцевальных движений строятся различные терапевтические модели. Существует отдельное направление, танцевально-двигательная терапия, направленная на внутреннее расслабление. Однако, рассматривая танцы как средство преодоления психологической дезадаптации у подростков, мы сталкиваемся с проблемой взаимодействия в коллективе. Танцы формирует танцевальный идеал – идеальное тело и артистичность. Форма взаимодействия часто носит сугубо деловой характер, а также носит конкурентный компонент. Таким образом, для повышения эффективности танца как средства преодоления психологической дезадаптации, мы сформулировали следующие условия: 1) проводить танцевальные занятия таким образом, чтобы физическое тело подростка не доходило «до грани» и сильно не переутомилось; 2) проводить тренировку под музыкальное сопровождение, вызывающее у подростков положительные эмоции; 3) регулировать количество и интенсивность упражнений с учетом индивидуальных физических особенностей подростка; 4) обеспечить здоровую конкуренцию между подростками, не выводя на первый план важность профессионализма в танце (не предъявлять завышенных требований, не осуществлять жесткий отбор, стремиться к идеалу, но не ставить его как конечную цель) [1]. Целью эмпирического исследования является выявление эффективности программы по преодолению психологической дезадаптации.

Категория: Психологу
12.09.2023 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!