СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование скороговорок для развития речи на занятиях в театральной студии «Зазеркалье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение, уточнение, активизация словарного запаса, овладение чтением и письмом. Перед педагогами стоит серьезная и ответственная задача - научить детей пользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и загадки родного языка.

Для развития речи учащихся могут быть использованы разные игровые методы и приемы, но мне хочется остановиться на использовании скороговорок, которые отвечают потребностям детей в игровой и речевой активности, в эмоциональном усвоении окружающей действительности, в создании яркой, неожиданной картины мира, помогают научить управлять своим голосом, своими чувствами, развивают эмоциональность, выразительность речи, артистические данные, отрабатывают чистоту произношения звуков.

Цель самообщения педагогического опыта: на основе теоретической и практической работы выявить степень эффективности использования скороговорок в образовательном процессе.

В процессе работы были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.

Что же такое скороговорка? Это - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда называют «чистоговорками». Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки, скоро, быстро – скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки в ускоренном. История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах мира, которые обладают богатейшим фольклором. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Скороговорки – своего рода доступный тренажёр, который помогает ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который записал их в своей книге «Пословицы русского народа».

Актуальность и новизна моего педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать в занимательной, игровой форме развитие речи детей. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Программой театральной студии «Зазеркалье» в начале каждого занятия предусматривается использование речевой разминки. В её заключительной части я почти всегда использую скороговорки. Скороговорки как речевой материал можно использовать лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.

Они учат ребенка четко, быстро и правильно говорить. Но это не просто скороговорки, а скороговорки в сочетании с движением. В начале своей работы я использовала скороговорки без движения. Дети стояли в круге и просто проговаривали их. Анализируя результаты развития речи учащихся, глядя на их скучные лица, я поняла, что не хватает главного: элементов игры, ведущего вида деятельности детей! Нужно было изменить подход в использовании скороговорок. И выход нашелся: движение! К каждой выученной скороговорке у нас есть свои движения. Учащиеся при помощи движений как бы проигрывают текст. Динамика слова и ритма, ритмическая пульсация, с которой связаны скороговорки, движения всего тела вызывают согласованную реакцию всего организма: развивается координация движений, чувство ритма, синхронность движений. Мои воспитанники знают много скороговорок, любят их.

С новой скороговоркой младших учащихся я обычно знакомлю сама. Дети воспринимают её на слух, это тренирует их внимание и память. Для старших воспитанников тексты скороговорок распечатываю, так как они гораздо объёмнее и сложнее. Проговариваю скороговорку несколько раз с расстановкой, чтобы четко был слышен каждый звук. Для работы над дикцией я стараюсь использовать тексты на одном или нескольких звуках. С ребятами мы определяем, какие звуки встречаются чаще всего, акцентирую их внимание на правильном произношении данных звуков, проговариваем их отдельно. Если есть сложные незнакомые слова, прошу объяснить их или объясняю сама. Предлагаю детям повторить скороговорку так же медленно, четко, активно произнося каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола, слегка утрируя звуки, над которыми мы работаем. Далее произносим текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! - «посылаем свои слова в другой конец зала». Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими!

Следующий этап - громкое произношение. Обращаю внимание детей на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Чёткость и разборчивость – это главные правила, которых следует придерживаться при заучивании скороговорок. Когда ребята усвоили текст – прибавляем движения, ведь скороговорки - это не только звуки, это ещё и темп, ритм, и мелодика. Чтобы уловить ритмический рисунок скороговорки я предлагаю ребятам прохлопать его ладошками, простучать пальцем. Со старшими ребятами для уточнения ритмического рисунка скороговорки использую воображаемый мяч, скакалку. Очень хороший прием «процокать» ритм «как лошадка», произнося скороговорку мысленно. Уловив ритм, ребята быстро включаются в работу со скороговоркой в движении. Я даю им возможность придумать движения самостоятельно в соответствии с текстом. Это развивает воображение, творческие способности. Предложения детей обязательно учитываются.

Для учащихся младшего возраста большую часть скороговорок сочетаю с пальчиковой гимнастикой. В русле последних концепций начального образования особое место отводится развитию мелкой моторики пальцев рук, как средству коррекции речи. Учеными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». При проговаривании скороговорки «Баран Буян залез в бурьян» дети держат перед грудью согнутые в локтях руки, при этом большой палец прижимает средний и безымянный пальцы к ладошке, а указательный и мизинец поочередно в такт словам разгибаются и сгибаются («барашки бодаются») По моим наблюдениям на первых занятиях часть детей даже не может правильно поставить пальцы в исходное положение… Как правило, у этих детей речь развита плохо, есть проблемы со звукопроизношением. При работе со скороговоркой «Шесть мышат в камышах шуршат» ребята сидят на корточках, выпрямив спину, и крепким пальцами «проигрывают» на коленях каждый слог («как на пианино»). Когда ребята произносят скороговорку «Люблю в саду дудеть в дуду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду», они идут по кругу, высоко поднимая колени и имитируют игру на воображаемой дудочке. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм, развивается связная речь. С младшими учащимися скороговорки я использую в основном как чистоговорки, т.е. они произносятся в обычном темпе.

При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят её громче обычного. Также очень важно, чтобы дети держали общий ритм, не сбивались с него, не старались опередить товарищей, а чувствовали друг друга

Детям, обладающим ускоренным темпом речи, чаще следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе и, наоборот, детям с замедленной речью – в обычном темпе или в слегка ускоренном.

Отличный результат для совершенствования дикции учащихся дает проговаривание скороговорок в беззвучном режиме, но с энергичной, даже слегка преувеличенной работой губ и языка. Это, на мой взгляд, одно из лучших упражнений для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Оно улучшает подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти и способствует выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

В работе со скороговорками я использую ещё один приём: дети произносят небольшую скороговорку из 5 – 6 слов несколько раз, выделяя каждый раз очередное слово голосом и делая его главным по смыслу.

С помощью скороговорок мы совершенствуем танцевальные движения. Например, при работе над скороговоркой «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота, за Кота Котовича, за Петра Петровича» дети закрепляют движении «ковырялочка» с притопами.

Я использую скороговорки и в качестве тренировки элементов интонации: предлагаю одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «У четырех черепах по четыре черепашонка?», а другая отвечает: «У четырех черепах по четыре черепашонка». Затем роли меняются. Или один ребёнок произносит скороговорку сначала в форме вопроса, а затем сам же и отвечает. Можно произносить скороговорки радостно, печально, с угрозой, воинственно, «по секрету», со страхом.

Скороговорки в качестве речевого материала я использую и в работе над речевым дыханием. Сначала подбираю небольшие по объёму скороговорки, состоящие из трёх – четырёх слов, и дети произносят их на одном выдохе (при этом важно, чтобы дети делали вдох носом), затем из четырёх – шести слов и более. При чтении длинных скороговорок дети с моей помощью учатся правильно делать паузы для дополнительного вдоха, чтобы четко и внятно произнести всю фразу до конца.

Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать наш язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого человека. Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, помогает развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Использовать метод скороговорения в своей работе я рекомендую не только узким специалистам – логопедам, но и родителям, учителям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования художественной направленности.

05.02.2020 10:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!