СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:

- недостаточная сформированность навыка;

- забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения;

- недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.

Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях я исходила из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях существительных.

Для работы использовались следующие задания.

Учащимся было предложено распределить имена существительные по родам. Из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, среднего и женского рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.

В следующем задании детям был предложен текст «Весна». Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту.

Текст: Весна.

Ярко светит …. На лесной поляне растаял …. Появилась первая зеленая ….

При выполнении задания дети показали неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникли затруднения.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих и глухих детей являются:

- преодоление речевого недоразвития учащихся;

- практическое овладение речевыми навыками;

- практическое овладение грамматическими закономерностями языка;

- развитие навыков связной речи.

В процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей. Речевые умения должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Формирование грамматического строя речи происходит в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений.

Каждой изучаемой теме предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависит от сложности конкретного грамматического понятия.

Общее количество тренировочных упражнений зависит от объема и сложности изучаемых основных тем.

Упражнение на смысловое комбинирование при изучении темы «Понятие о предмете в знании орудия действия и его выражение в языке» учащиеся выполняют такое упражнение: «Вставь слова и напиши предложения».

Зина, … Васе картину указкой. Женя, … дом карандашом. Тома, … маме письмо шариковой ручкой. Витя, … стол тряпкой. Нина, … таблицу кнопкой.

(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи)

Выполняя это упражнение дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

На закрепление у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение: «Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делать? что делали?». Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросы грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.

Упражнения на постановку вопроса к словам встречаются как самостоятельно, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: «Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к словам».

Мама будет... грибной суп. Бабушка... картошку. Зина... кастрюлю. Кастрюля будет... на плите.

(почистила, стоять, варить, вымыла)

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.

Задания на изменение грамматической формы слова по образцу, например6 «Измени и напиши слова»:

вытирает - вытирается ... – умывается

причесывает -... одевает -...

Упражнения на «образование грамматической формы слова по контексту». Для практической работы детям предлагают различные варианты упражнений этой группы, например: «Спиши предложения, допиши окончания»

В зале висят красн … флажки.

Деревянн … ложка упала на пол.

На окне висят длин … широк … шторы.

Нов … учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывания окончания у контрольных слов в предложении.

Упражнения по конструированию словосочетаний.

Упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и порному слову, например: «Составь и напиши словосочетания что? + какие?

Яблоки сладкие, ….;

бревна ….;

ремни ……;

синие;

и т.д.

Используется подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например: «Составь и запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту)

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например: «Рассмотрим картинку. Ответь письменно на вопросы: Куда залез кот? Откуда бежит кот? и тд.

Ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:

- недостаточная сформированность навыка;

- забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения;

- недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.

Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях я исходила из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях существительных.

Для работы использовались следующие задания.

Учащимся было предложено распределить имена существительные по родам. Из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, среднего и женского рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.

В следующем задании детям был предложен текст «Весна». Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту.

Текст: Весна.

Ярко светит …. На лесной поляне растаял …. Появилась первая зеленая ….

При выполнении задания дети показали неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникли затруднения.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих и глухих детей являются:

- преодоление речевого недоразвития учащихся;

- практическое овладение речевыми навыками;

- практическое овладение грамматическими закономерностями языка;

- развитие навыков связной речи.

В процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей. Речевые умения должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Формирование грамматического строя речи происходит в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений.

Каждой изучаемой теме предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависит от сложности конкретного грамматического понятия.

Общее количество тренировочных упражнений зависит от объема и сложности изучаемых основных тем.

Упражнение на смысловое комбинирование при изучении темы «Понятие о предмете в знании орудия действия и его выражение в языке» учащиеся выполняют такое упражнение: «Вставь слова и напиши предложения».

Зина, … Васе картину указкой. Женя, … дом карандашом. Тома, … маме письмо шариковой ручкой. Витя, … стол тряпкой. Нина, … таблицу кнопкой.

(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи)

Выполняя это упражнение дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

На закрепление у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение: «Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делать? что делали?». Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросы грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.

Упражнения на постановку вопроса к словам встречаются как самостоятельно, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: «Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к словам».

Мама будет... грибной суп. Бабушка... картошку. Зина... кастрюлю. Кастрюля будет... на плите.

(почистила, стоять, варить, вымыла)

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.

Задания на изменение грамматической формы слова по образцу, например6 «Измени и напиши слова»:

вытирает - вытирается ... – умывается

причесывает -... одевает -...

Упражнения на «образование грамматической формы слова по контексту». Для практической работы детям предлагают различные варианты упражнений этой группы, например: «Спиши предложения, допиши окончания»

В зале висят красн … флажки.

Деревянн … ложка упала на пол.

На окне висят длин … широк … шторы.

Нов … учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывания окончания у контрольных слов в предложении.

Упражнения по конструированию словосочетаний.

Упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и порному слову, например: «Составь и напиши словосочетания что? + какие?

Яблоки сладкие, ….;

бревна ….;

ремни ……;

синие;

и т.д.

Используется подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например: «Составь и запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту)

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например: «Рассмотрим картинку. Ответь письменно на вопросы: Куда залез кот? Откуда бежит кот? и тд.

Ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:

- недостаточная сформированность навыка;

- забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения;

- недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.

Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях я исходила из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях существительных.

Для работы использовались следующие задания.

Учащимся было предложено распределить имена существительные по родам. Из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, среднего и женского рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.

В следующем задании детям был предложен текст «Весна». Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту.

Текст: Весна.

Ярко светит …. На лесной поляне растаял …. Появилась первая зеленая ….

При выполнении задания дети показали неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникли затруднения.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих и глухих детей являются:

- преодоление речевого недоразвития учащихся;

- практическое овладение речевыми навыками;

- практическое овладение грамматическими закономерностями языка;

- развитие навыков связной речи.

В процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей. Речевые умения должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Формирование грамматического строя речи происходит в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений.

Каждой изучаемой теме предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависит от сложности конкретного грамматического понятия.

Общее количество тренировочных упражнений зависит от объема и сложности изучаемых основных тем.

Упражнение на смысловое комбинирование при изучении темы «Понятие о предмете в знании орудия действия и его выражение в языке» учащиеся выполняют такое упражнение: «Вставь слова и напиши предложения».

Зина, … Васе картину указкой. Женя, … дом карандашом. Тома, … маме письмо шариковой ручкой. Витя, … стол тряпкой. Нина, … таблицу кнопкой.

(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи)

Выполняя это упражнение дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

На закрепление у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение: «Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делать? что делали?». Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросы грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.

Упражнения на постановку вопроса к словам встречаются как самостоятельно, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: «Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к словам».

Мама будет... грибной суп. Бабушка... картошку. Зина... кастрюлю. Кастрюля будет... на плите.

(почистила, стоять, варить, вымыла)

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.

Задания на изменение грамматической формы слова по образцу, например6 «Измени и напиши слова»:

вытирает - вытирается ... – умывается

причесывает -... одевает -...

Упражнения на «образование грамматической формы слова по контексту». Для практической работы детям предлагают различные варианты упражнений этой группы, например: «Спиши предложения, допиши окончания»

В зале висят красн … флажки.

Деревянн … ложка упала на пол.

На окне висят длин … широк … шторы.

Нов … учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывания окончания у контрольных слов в предложении.

Упражнения по конструированию словосочетаний.

Упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и порному слову, например: «Составь и напиши словосочетания что? + какие?

Яблоки сладкие, ….;

бревна ….;

ремни ……;

синие;

и т.д.

Используется подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например: «Составь и запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту)

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например: «Рассмотрим картинку. Ответь письменно на вопросы: Куда залез кот? Откуда бежит кот? и тд.

14.02.2022 19:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!