СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование речевой разминки для развития речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию

В последнее время мы слышим все чаще:

«Ребенок хороший, но неговорящий.

А этот, хоть скажет – но плохо, невнятно,

А что говорит - ничего непонятно».

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять разобраться и справиться с этим!

Целью моей работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

В образовательном процессе я использую нетрадиционные формы работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей, стимулирующий кору головного мозга для развития речевых возможностей ребенка с ОВЗ.

Все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин), лица, головы, шеи. Самомассаж лучше сопровождать стихами. Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение. Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения необходимо делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук. Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней.

Самомассаж пальцев рук.

Приведу несколько примеров: «Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш,

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Обязательно провожу пальчиковую гимнастику. Многие ученые отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

«Этот пальчик бабушка…»

«Море волнуется…»

«Колокольчик»

Дыхательная гимнастика также одна из важных частей занятия с детьми.

«Комарик»

«Шарики и насосы»

«Ветерок»

«Свеча»

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук.

«А»: широко разводим руки вперед - в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, т. е. использовать артикуляционную гимнастику. Практика показывает, что ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому необходимы и нестандартные формы проведения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

Дифференциация парных звуков с движениями пальцев и кистей рук:

В-ф, б-п, д-т, г-к, ж-ш. р-л

Отбойный молоток

Рыба – рак - река – ракета.

Развитие речи детей также стараюсь организовать в занимательной игровой форме. Мои дети очень любят скороговорки, которые помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Но это не просто скороговорки, а скороговорки в сочетании с движением. Учащиеся при помощи движений как бы проигрывают текст. Я даю им возможность придумать движения самостоятельно. Динамика слова и ритма, ритмическая пульсация, с которой связаны скороговорки, движения всего тела вызывают согласованную реакцию всего организма, развивают воображение и творческие способности.

Программой театральной студии «Зазеркалье» в начале каждого занятия предусматривается использование речевой разминки. В её заключительной части я всегда использую скороговорки. Скороговорки как речевой материал можно использовать лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях. Они учат ребенка четко, быстро и правильно говорить. Но это не просто скороговорки, а скороговорки в сочетании с движением. В начале своей работы я использовала скороговорки без движения. Дети стояли в круге и просто проговаривали их. Анализируя результаты развития речи учащихся, глядя на их скучные лица, я поняла, что не хватает главного: элементов игры, ведущего вида деятельности детей! Нужно было изменить подход в использовании скороговорок. И выход нашелся: движение! К каждой выученной скороговорке у нас есть свои движения Учащиеся при помощи движений как бы проигрывают текст. Динамика слова и ритма, ритмическая пульсация, с которой связаны скороговорки, движения всего тела вызывают согласованную реакцию всего организма: развивается координация движений, чувство ритма, синхронность движений. Мои воспитанники знают много скороговорок, любят их.

С новой скороговоркой младших учащихся я обычно знакомлю сама. Дети воспринимают её на слух, это тренирует их внимание и память. Для старших воспитанников тексты скороговорок распечатываю, так как они гораздо объёмнее и сложнее. Проговариваю скороговорку несколько раз с расстановкой, чтобы четко был слышен каждый звук. Для работы над дикцией я стараюсь использовать тексты на одном или нескольких звуках. С ребятами мы определяем, какие звуки встречаются чаще всего, акцентирую их внимание на правильном произношении данных звуков, проговариваем их отдельно. Если есть сложные незнакомые слова, прошу объяснить их или объясняю сама. Предлагаю детям повторить скороговорку так же медленно, четко, активно произнося каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола, слегка утрируя звуки, над которыми мы работаем. Далее произносим текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! - «посылаем свои слова в другой конец зала». Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими!

Следующий этап - громкое произношение. Обращаю внимание детей на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Чёткость и разборчивость – это главные правила, которых следует придерживаться при заучивании скороговорок. Когда ребята усвоили текст – прибавляем движения, ведь скороговорки - это не только звуки, это ещё и темп, ритм, и мелодика. Чтобы уловить ритмический рисунок скороговорки я предлагаю ребятам прохлопать его ладошками, простучать пальцем. Со старшими ребятами для уточнения ритмического рисунка скороговорки использую воображаемый мяч, скакалку. Очень хороший прием «процокать» ритм «как лошадка», произнося скороговорку мысленно. Уловив ритм, ребята быстро включаются в работу со скороговоркой в движении. Я даю им возможность придумать движения самостоятельно в соответствии с текстом. Это развивает воображение, творческие способности. Предложения детей обязательно учитываются.

Для учащихся младшего возраста большую часть скороговорок сочетаю с пальчиковой гимнастикой. В русле последних концепций начального образования особое место отводится развитию мелкой моторики пальцев рук, как средству коррекции речи. Учеными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». При проговаривании скороговорки «Баран Буян залез в бурьян» дети держат перед грудью согнутые в локтях руки, при этом большой палец прижимает средний и безымянный пальцы к ладошке, а указательный и мизинец поочередно в такт словам разгибаются и сгибаются («барашки бодаются») По моим наблюдениям на первых занятиях часть детей даже не может правильно поставить пальцы в исходное положение… Как правило, у этих детей речь развита плохо, есть проблемы со звукопроизношением. При работе со скороговоркой «Шесть мышат в камышах шуршат» ребята сидят на корточках, выпрямив спину, и крепким пальцами «проигрывают» на коленях каждый слог («как на пианино»). Когда ребята произносят скороговорку «Люблю в саду дудеть в дуду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду», они идут по кругу, высоко поднимая колени и имитируют игру на воображаемой дудочке. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм, развивается связная речь.

Отличный результат для совершенствования дикции учащихся дает проговаривание скороговорок в беззвучном режиме, но с энергичной, даже слегка преувеличенной работой губ и языка. Это, на мой взгляд, одно из лучших упражнений для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Оно улучшает подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти и способствует выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

05.02.2020 10:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!