СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему развитию детей, оздоровлению, развитию интеллекта, речи. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действия, «дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К.Д. Ушинский. Не случайно первый этап развития мышления ребенка так и называется: наглядно-действенное. На действенном, двигательном строится образное, чтобы затем дать возникнуть логическому. Подвижные игры достаточно полно описаны в методической литературе. Наша задача иная – помочь увидеть в подвижных играх возможность реализации еще одного направления воспитательно-образовательной работы – развитие речи. С этой целью используются как существительные игры с текстами, так и комбинации двигательных и речевых импровизаций.

Мы предлагаем некоторые игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

«Кот идет»

Правила: среди играющих выбирается кот. Он находится в углу зала в своем доме. Остальные игроки – мыши, они размещаются по залу в норах.

Ведущий выходит на середину зала и говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Поиграйте, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей.

Мыши выбегают на середину площадки начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота.

По сигналу ведущего «Кот идет!» все мыши застывают. Если какая-нибудь из них шелохнулась, кот забирает ее к себе в дом. Он ловит мышей до тех пор, пока водящий не скажет: «Кот ушел». Пойманные мыши не принимают участия в игре до смены нового кота.

«Космонавты»

Правила: дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последними словами все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок). В одну ракету могут сесть только два ребенка. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля – Луна – Земля, Земля – Марс – Земля и др.). эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

«Мы веселые ребята»

Правила: на расстоянии 2-3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними – ловишка. Дети находятся на одной из линий. Водящий громко говорит: «Три-четыре!» дети хором отвечают:

Мы веселые ребята!

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас поймать!

Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, кого он дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек подсчитывают количество пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.

«Два Мороза»

Правила: на противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос (дети). Они обращаются к играющим со словами:

Мы, два брата молодые, -

Два Мороза удалые.

Я – Мороз Красный Нос.

Я – Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дорожку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

Дети начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удается поймать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

«Просо»

Правила: дети становятся в круг, ходят в ту или другую сторону и поют:

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы пшено сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

(Каждый куплет поется по два раза)

При движениях подражают тем движениям, которые означают приведенные слова.

На собственном опыте мы пришли к выводу, что подвижные игры способствуют развитию:

  • Сообразительности, концентрации внимания;

  • Координации движений и зрительного восприятия;

  • Координации в системе «рука – глаз», которая является основой любых ручных умений и письменной речи;

  • Координации зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;

  • Выразительности речи;

  • Навыков общения, связной речи, культурного поведения.

Список литературы

1.Иллюстрированный методический журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2001 г.

2.Бабенкова Е.А., Параничева Т.М.

Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. (Модули Программы ДОУ).

3.Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 184 с.

14.06.2019 14:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!